Киоски и автолавки вернут на улицы российских городов

4675
7 минут
Киоски и автолавки вернут на улицы российских городов

Правительство внесло в Госдуму проект закона, который даст возможность малому бизнесу активно торговать в павильонах, киосках, с автолавок и фуд-траков.

Как предполагают в Минпромторге законопроект, регламентирующий нестандартную и мобильную торговлю, должен быть принят в апреле следующего года. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

Проблема в том, что сегодня фермеры и небольшие производители часто жалуются, что им сложно попасть на полки федеральных сетей. В Минпромторге услышали и учли претензии малых производителей.

В результате был оперативно был разработан и внесен в Госдуму законопроект, направленный на развитие нестационарных форм торговли - павильонов, киосков, автолавок, фуд-траков. Именно там малым производителям легче продавать свои товары.

 "Сопоставляя количество магазинов и количество торговых площадей у нас и в развитых странах, мы видим наше отставание почти в два раза. В этой ситуации надо не усложнять жизнь существующим операторам, а помочь развиваться тем, кто искусственно сдерживается. Это и рынки, и ярмарки, и киоски, и мобильные торговые объекты," - полагает министр.

По оценкам этого министерства, инвестиции в мобильную торговую инфраструктуру в течение трех лет составят около 220 миллиардов рублей.

«С развитием нестационарной и мобильной торговли будет создано свыше 250 тысяч новых рабочих мест. А фермеры смогут ежегодно дополнительно реализовывать до 4,5 миллиона тонн сельхозпродукции», - подчеркнул Мантуров.

В итоге, выиграют, как считает министр, и другие секторы экономики. В частности, для автопроизводителей развитие мобильной торговли создаст спрос как минимум на 50 тысяч коммерческих и грузовых машин, на базе которых будут произведены автомагазины, автокафе, фуд-траки.

А кроме того, еще есть и запрос к сопутствующей инфраструктуре - автосервисам, мойкам, производителям торгового оборудования и так далее.

Денис Мантуров считает, что торговля всегда была понятным и наглядным маркером наших настроений, ожиданий и состояния экономики. Так вот, в этом году оборот торговли вырос на 2,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

И это, по словам министра, позволяет говорить об общем оптимизме и положительных ожиданиях. Ведь торговля не только социальная отрасль, она еще и кормилица бюджета, поскольку формирует около 15 процентов ВВП и 10 процентов налоговых поступлений в бюджетную систему. Причем торговля платит, платила и будет платить независимо от того, что с экономикой, какие кризисы бушуют в мире.

Министра тревожит, что малый бизнес постепенно вымывается из торговли. И в министерстве  намерены изменить эту тенденцию. Пристальное внимание к взаимоотношениям крупных торговых сетей и крупных товаропроизводителей - безусловно, очевидный перекос.

Данный перекос ведет к тому, что закон о торговле меняется с учетом больших "игроков". Но ведь ему вынуждены подчиняться и малые торговые сети, и малые товаропроизводители!

Эту тему обсуждали на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в конце ноября. Речь шла о том, что надо вывести из регулирования небольшие торговые сети, проекты на основе франшизы. Министерству поручили подготовить свои предложения. Этим сейчас и занимается Минпромторг.

По мнению Мантурова, необходимо ослабить регулирование торговли как драйвера развития экономики. Это самым положительным образом скажется на всех участниках рынка - самой торговле, на производителях и потребителях.

Как известно, дерегулирование рыночной отрасли всегда приводит к усилению конкуренции. А это, в свою очередь, ведет к более оптимальным ценам, улучшению качества товаров и увеличению их ассортимента.

Все это правильно, но вот фермеры жалуются, что им сложно со своим товаром попасть на полки федеральных сетей. Давно жалуются. А ничего не меняется.

Денис Мантуров: Причина этих претензий - неразвитость альтернативных каналов розничных продаж, так называемых малых торговых форматов. Сопоставляя количество магазинов и количество торговых площадей у нас и в развитых странах, мы видим наше отставание почти в два раза.

В этой ситуации надо не усложнять жизнь существующим операторам, а помочь развиваться тем, кто искусственно сдерживается. Это и рынки, и ярмарки, и киоски, и мобильные торговые объекты. Кстати, на днях правительство внесло в Госдуму проект закона, направленного на развитие именно

С принятием нового закона павильоны, киоски, автолавки, фуд-траки они перестанут рассматриваться как обычные киоски. По оценкам Министерства промышленности и торговли, инвестиции в мобильную торговую инфраструктуру в течение трех лет составят около 220 миллиардов рублей.

С развитием нестационарной и мобильной торговли будет создано свыше 250 тысяч новых рабочих мест. А фермеры смогут ежегодно дополнительно реализовывать до 4,5 миллиона тонн сельхозпродукции.

В результате мы увидим этом мультипликативный эффект для других секторов экономики. В частности, для автопроизводителей развитие мобильной торговли создаст спрос как минимум на 50 тысяч коммерческих и грузовых машин, на базе которых будут произведены автомагазины, автокафе, фуд-траки. А ведь еще есть и запрос к сопутствующей инфраструктуре - автосервисам, мойкам, производителям торгового оборудования и так далее.

Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" предусматривает, что соответствующий закон должен быть принят до апреля следующего года. Он существенно облегчит существование и развитие малому торговому бизнесу. Мы уверены, что действовать нужно именно так - не вводя запреты, а создавая возможности.

Следующий шаг связан со снятием избыточных ограничений по розничным рынкам. Жесткое регулирование в этом сегменте привело к драматическому снижению числа таких объектов за десять лет почти в шесть раз. Кроме того, мы намерены смягчить регулирование и по организации ярмарок. Необходимые законопроекты планируем внести в Госдуму в следующем году.

Предполагается, что с принятием нового документа, на оптовых продовольственных рынках фермеры и малые сельхозпроизводители найдут сбыт для своей продукции с осуществлением санитарного контроля, с услугами фасовки и упаковки, с маркетинговой и банковской поддержкой.

В первую очередь, такие оптовые рынки должны создаваться вблизи городов-миллионников и обслуживать несетевую розницу. А именно упомянутые розничные рынки, мобильную торговлю, "магазины у дома", а также сегмент гостиниц и ресторанов. 

Данный подход обеспечит дополнительный устойчивый спрос на скоропортящуюся продукцию мелких и средних хозяйств. Подобная модель уже успешно зарекомендовала себя в Европе. К примеру, через сеть оптового продовольственного рынка Mercamadrid в шестимиллионном Мадриде проходит 50 процентов потребляемых в мегаполисе свежих продуктов (овощей, фруктов, мяса, рыбы).

Уже сформирована нормативно-правовая база для борьбы с теневым сегментом. В результате в наиболее подверженной контрафакту легкой промышленности удалось снизить нелегальный оборот более чем на 10 процентов. За счет этого "из тени" выведено почти 375 миллиардов рублей розничного товарооборота.

Это, по словам министра, очень важный сегмент развития конкурентной среды для производителей и организаций торговли. Тем не менее сегодня треть российского торгового рынка приходится на сетевой ритейл.

Доля ритейла будет расти, что ясно из опыта развитых стран. Мы уже говорили с вами: этот рост не должен происходить за счет малого и среднего бизнеса. Но у крупных сетей тоже есть проблемы. Какие и как вы их решаете?

Конечно, торговать сейчас становится все тяжелее. Это не 1990-е годы, когда купил за рубль, продал за два и на этот процент живешь. Теперь сетевая торговля - сложная, высокотехнологичная, полностью рыночная отрасль с очень высокой конкуренцией.

Нужно понимать, какой это сложный бизнес, когда речь идет об управлении тысячами магазинов, связанных товарно-денежными потоками, с современными распределительными центрами и десятками тысяч поставщиков, где значительная часть товара - это скоропортящиеся продукты питания. Безусловно, такое развитие требует постоянных серьезных инвестиций. И бизнес их осуществляет самостоятельно.

Суждения о сверхприбыльности сетевой розницы не имеют ничего общего с действительностью. Сегодня рентабельность крупных федеральных сетей находится в очень умеренном диапазоне от 4 до 10 процентов.

В целом же средняя рентабельность в торговле по всем форматам составляет всего 2,3 процента. Сравните с рентабельностью в сельском хозяйстве - 12 процентов. А рентабельности крупных агропромышленных холдингов в торговле остается только завидовать.

Сокращение товаров с низкими потребительскими свойствами также происходит благодаря развитию института "Роскачества". За три года работы эта независимая от участников рынка организация провела исследование более четырех тысяч товаров, и мы уже смогли решить ряд проблемных вопросов. В частности, избавились от фальсификата в сегменте мороженой рыбы, разобрались с автомобильными дисками, минимизировали долю нарушений по школьной форме.

Более 240 российских продуктов получили "Знак качества", говорящий об их исключительном качестве. По статистике, его обладатели увеличивают свои продажи до 40 процентов, что свидетельствует о доверии наших граждан к знаку.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...