Надо полагать, что в скором времени Правила дорожного движения не будут менять так часто, как сейчас.
Впервые идея наложить мораторий на изменения в правила прозвучала и из уст первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового. Действительно, количество вносимых изменений в водительские законы не выдерживает никакой критики. Только в декабре было внесено два существенных изменения в Правила дорожного движения.
А немного раньше вступили в силу поправки в технический регламент союзного государства о безопасности колесных транспортных средств. Потом поменялась 12-я водительская статья Кодекса об административных правонарушениях, в которой предусматривается ответственность за нарушения Правил дорожного движения.
Неожиданно появились сразу два ГОСТа, касающиеся организации дорожного движения.
А третий ГОСТ, который касается установки регистрационных знаков на автомобили и мотоциклы, должен вступить в силу с 1 января 2019 года. Если его не перенесут. Ведь 4 августа вступает в силу закон о регистрации транспортных средств.
Кроме того, регулярно выходит масса постановлений правительства, утверждающих те или иные требования к водителям. С таким же завидным постоянством вносятся изменения в закон об ОСАГО, который также касается водителей. Появляются новые указания Центробанка, также регулирующие деятельность водителей.
Во всем этом даже заправским юристам разобраться сложно. А что уж говорить об обычных автомобилистах?
В качестве примера можно взять временный стандарт на дорожные знаки, который предусматривает аж 230 новых дорожных указателей. При этом их нет в Правилах дорожного движения. Но на дорогах их, тем не менее, устанавливают.
Примечательно, что менять правила может не только МВД, но и Минтранс, а также Правительство РФ. А уж предлагать изменения в законы может любой депутат. Напомним, кстати, что еще несколько лет назад в Госдуме вводился мораторий на поправки в 12-ю статью КоАП. Он просуществовал ровно год.
И как быть водителям во всей этой неразберихе? Если зачастую даже сотрудники ГИБДД не всегда в курсе, что вступило в силу, а что только планируется. Например, в одном из регионов обменивали права по месту жительства в то время, когда в Москве их уже обменивали в МФЦ.
На семинаре-совещании по безопасности дорожного движения начальник научно-исследовательского центра МВД России Дмитрий Митрошин напомнил, что такая рабочая группа по упорядочиванию "водительского" законодательства несколько лет назад работала. И тогда изменения в правила вносились раз в несколько лет, а не каждый месяц. После того как их прорабатывали со всех сторон.
Зачастую изменения инициировались простыми автомобилистами, когда в правилах замечался некий пробел или двоякое толкование. Но все это внимательно обсуждалось, и изменения вносились лишь в том случае, когда без них было не обойтись.
На это глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников сказал, что необходимо наверное вновь создать такую рабочую группу. Чтобы избежать нынешней ситуации, когда водители просто не знают о таких изменениях.
Вот и сейчас звучат новые предложения по "водительским" законам. Например, появилась идея ввести экзамен при обмене прав в связи с истечением их срока действия.
На это руководитель ГИБДД Михаил Черников заметил, что такая новация станет только лишней нагрузкой как на водителей, так и на подразделения Госавтоинспекции.
Правила меняются так часто, что не всегда поймешь, какие знаки на дорогах действуют.
Принимается от 5 до 10 изменений в течение года. Многие водители не понимают, зачем они. Недавно ввели "велосипедную зону". Но чем она отличается от "пешеходной зоны"?
Эксперты предлагают ввести некий мораторий, а еще лучше собрать рабочую группу с юристами и филологами, чтобы убрать разночтения и дублирующие нормы из законодательства, а также более внятно прописать понятия, которые сегодня простому водителю понять невозможно.
Штрафы ГАИ будут списывать у должников по банковскому счету и взыскивать исполнительский сбор
Решение МВД о вводе моратория на внесение изменений в ПДД вполне объяснимо. Дело в том, что в последнее время поправки в основной водительский документ следуют одни за другими. Причем какие-то являются исключительно косметическими, какие-то дублируют уже имеющиеся положения. И дошло уже до того, что за изменениями не успевают следить не только сами водители, но специалисты - инспекторы ДПС, юристы, судьи.
Причем инициаторы поправок (речь не столько об МВД идет, сколько о разных других ведомствах), внося очередные предложения, не задумываются о необходимости и целесообразности этих поправок.
Сейчас нужно серьезно изучить Правила на соответствие действующего законодательства, на удобство восприятия. И потом, на основании рецензии специалистов решить вопрос о необходимости внесения точечных правок или о принятии нового документа.
Петр Шкуматов, член общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве считает, что введение такого моратория просто необходимо. Когда правила изменяются каждые полгода, это создает опасную ситуацию на дороге. Часть водителей ездит по правилам 2014 года, часть по правилам 2016-го, а часть прочитала свежие поправки 2018 года и ездит по ним.
По мнению Шкуматова, изменения должны проходить редко. Кроме того, перед тем, как они будут приняты, должны проводиться массовые информационные компании, предупреждающие автомобилистов о грядущих изменениях. «Это не какая-то блажь, а вопрос безопасности. Изменения должны вноситься только тогда, когда они остро необходимы», – заключил он.