Небольшие «магазины у дома» защитят законом - как могут ограничить сетевые магазины?


16 Июня 2017
Просмотров: 881

По данным Торгово-промышленной палаты, с приходом только одной торговой сети в средний по размеру российский город там закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний.

Небольшие «магазины у дома» защитят законом - как могут ограничить сетевые магазины?

Проблема в том, что сегодня закон о торговле ничем не ограничивает общий объем присутствия торговых сетей в регионе. В законе сказано лишь, что если объем всех реализованных торговой сетью товаров за год товаров превышает 25 процентов, то она не имеет права открывать торговые точки.

В чем преимущество сетевых ретейлеров?

Эта лазейка в законе позволяет федеральным торговым сетям, которых сегодня в стране уже около 20, все больше проникать в регионы, выкупая помещения у малого и среднего торгового бизнеса и открывая там свои супермаркеты. Буквально за считанные дни вместо магазинов шаговой доступности появляются сетевые ретейлеры.

По данным Торгово-промышленной палаты, с приходом только одной торговой сети в средний по размеру российский город там закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний.

От того местный бизнес возмущается и просит защиты от монополистов. Недовольны и региональные производители, которые годами поставляли свои продукты в локальные магазины, но с приходом федеральных сетей вынуждены искать новые рынки сбыта, так как крупный ретейл практически не работает с мелкими поставщиками. Не выгодно.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты России Елены Дыбовой, с приходом в отдельно взятый населенный пункт численностью до 100 тысяч человек федеральной торговой сети там закрывается 20-30 магазинов и местных производств. А это не только уменьшение доходов местной казны, но и сокращение рабочих мест.

Конкуренция в торговле и занятость населения

Дело в том, что торговля в России последние 30 лет – лидирующая отрасль по занятости населения. В торговле заняты свыше 12 миллионов россиян или более 18 процентов экономически активного населения. А для небольших городов торговля – один из главных источников существования населения. И малый бизнес играет здесь не последнюю роль.

И в этом надо искать причину того, что предприниматели выступают с инициативой ограничить совокупное присутствие федеральных торговых сетей в регионах. Президент тогда ответил представителям бизнеса, что нужно «внимательно послушать разные точки зрения». Главное – не навредить потребителям.

Опрос профильных экспертов показал, что все действительно не так однозначно. И многие эксперты призывали не преувеличивать значение федерального ретейла. Так, например, генеральный директор Института маркетинговых исследований Александр Демидов уверял, что на самом деле ритейл у нас он не такой уж и большой.

В общем объеме торговли доля федеральных сетей, по мнению Демидова, примерно процентов 30, а в Европе – более 90 процентов торговли.

Александр Демидов полагает, что бы мы ни говорили, но сейчас покупатель идет в дискаунтеры, которые принадлежат федеральным торговым сетям. Пока платежеспособность населения не вернулась к докризисным показателям, по его мнению, люди будут вынуждены экономить и ходить по магазинам, которые предлагают большие скидки. А это могут сделать только крупные продавцы.

Негласный закон торговли таков, что чем выше объемы закупок, тем ниже цены. К тому же ведущие мировые производители чаще и охотнее проводят промоакции именно в федеральных торговых сетях.

Но это не значит, что магазины малого бизнеса надо закрыть. Или взять курс на расширение сетей. По мнению Демидова, это разные сегменты торговли. И у них разные потребители.

Что мешает развиваться «магазинам у дома»?

«Магазины у дома», как полагает эксперт, не вымрут как мамонты, несмотря на опасения некоторых экспертов. Просто сейчас уходят с рынка те, которые не сумели найти свою нишу: значит, не там располагались и не тем торговали.

Дело не только в ошибках маркетинга. Ведь существует еще средний сегмент торговли – региональные торговые сети. Их более 70. Как раз они и работают с локальными производствами и индивидуальными производителями.

Но если этот формат был привлекателен до кризиса 2014 года, то сейчас им сложно конкурировать с «федералами». Ведь фермерская сметана и творог все равно стоят больше, чем продукция массового спроса.

«Мы готовим обращение в ФАС с просьбой узаконить деятельность торгово-закупочных союзов, – говорит директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов. – Сейчас разница в закупочных ценах для федеральных и региональных сетей составляет 30–40 процентов. Раз региональные сети не могут осилить большой опт, надо делать закупки сообща».

По мнению Кузнецова, сегодня это невозможно из-за антимонопольного законодательства, которое подразумевает сговор при совместных закупках. Необходимо либо внесение изменений в закон, либо разъяснение ФАС. Появление на полках региональных сетей недорогих товаров, по мнению Кузнецова, сохранит региональную торговлю, а вместе с ней и местных поставщиков.

Вице-президент «ОПОРы», защищающей интересы малый бизнес и индивидуальных предпринимателей, Владлен Мак полагает, что препятствует развитию торговли административное давление в целом, различные схемы, мешающие нестационарной торговле, ограничения торговли подакцизными товарами.

Так что, действительно, предстоит серьезно разобраться: надо ли трогать давно и эффективно работающий закон о торговле или пересмотреть другие нормы, которые мешают развиваться магазинам «у дома».

Спиртное приблизят к учебным заведениям?

Минпромторг внес в правительство доработанный проект постановления о допустимых расстояниях между магазинами с алкоголем и образовательными, медицинскими, спортивными и прочими учреждениями. Так, в итоговой версии документа «радиусы трезвости» составляют от 20 до 50 м.

Важно заметить, что проект внесен в правительство РФ с критическими замечаниями Минздрава, возражающего против установления максимальных размеров прилегающих территорий, на которых продажа спиртного запрещена.

На сегодня вопрос торговли спиртными напитками регулируют власти субъектов РФ, и в ряде регионов магазины с алкоголем удалены от школ и больниц на 1 км. Эксперты отмечают, что инициатива Минпромторга идет вразрез госполитике по ограничению потребления спиртного.

Как сообщили в пресс-службе Минпромторга, подготовлен и внесен в правительство проект постановления о минимально разрешенном расстоянии между магазинами со спиртным и рядом зданий – детскими, образовательными, медицинскими учреждениями, культурными, спортивными и военными объектами, вокзалами, аэропортами и рынками, а также местами нахождения источников повышенной опасности и массового скопления граждан.

Документ представляет собой доработанный вариант проекта, подготовленного в феврале этого года. В нем предлагаемые радиусы варьировались от 1 м для организаций, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность, до 50 м для, например, дошкольных учреждений.

Минпромторг получил замечания от Минфина и Росалкогольрегулирования и учел их, уточнили в пресс-службе ведомства. Из доработанного проекта постановления следует, что для детских садов и школ максимальный размер прилегающих территорий составит 50 м.

На таком же расстоянии остались магазины с алкоголем и от образовательных учреждений для несовершеннолетних, а также медучреждений и источников повышенной опасности.

Расстояние в 30 м установлено между розничными точками со спиртным и вокзалами, аэропортами, спортивными сооружениями, воинскими объектами, кабинетами косметологии, стоматологии.

От остальных объектов – медицины, спорта и т.д. предельные размеры территорий установлены в диапазоне от 20 до 50 м. Расчет расстояний должен осуществляться по пешеходным зонам, от дверей до дверей, уточнили в Минпромторге.

От расстояний в 1 м, 5 м, 10 м решено было отказаться. Такие расстояния Минпромторг в феврале предлагал между общепитом и зданиями образовательных организаций для совершеннолетних, медучреждениями, вокзалами, аэропортами.

Кто не согласен с предложением Минпромторга?

В Минпромторге подчеркнули, что на проект получены положительные заключения Минэкономразвития об оценке регулирующего воздействия и Минюста. При этом сохранились разногласия с Минздравом, поскольку ведомство против сокращения размеров прилегающих территорий.

 «Запрет продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к образовательным и медицинским организациям, объектам спорта, содействует снижению плотности розничной сети торговли алкоголем и способствует охране здоровья населения, профилактике потребления алкогольной продукции и предупреждению травматизма и насильственной преступности», — сказано в официальном отзыве Минздрава.

В Минпромторге заметили, что «детям запрещено продавать алкоголь, за это установлена серьезная ответственность, независимо от того, как далеко от школы магазин».

В Минэкономразвития подтвердили, что согласовали проект постановления без замечаний. В Росалкогольрегулировании не уточнили, какие конкретно высказали замечания к проекту.

Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» (КонфОП) Дмитрий Янин подчеркнул, что инициатива Минпромторга противоречит политике государства, направленной на снижение доступности и употребления алкоголя.

Как заявил глава  КонфОП, цель проекта Минпромторга – приблизить магазины с алкоголем к учебным и лечебным заведениям и так далее с тем, чтобы сделать спиртное более шагово доступным. Мера увеличит сбыт пива, водки и другой продукции. Но это полностью перечеркнет приложенные за последние 10 лет усилия по снижению количества точек продаж алкоголя в стране, что повлияло на уменьшение употребления спиртного.

Наша справка: что говорит закон?

Согласно ст. 16 закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», продажа алкоголя в детских, образовательных, медицинских и других организациях и прилегающих к ним территориях запрещена.

С конца 2012 года, по действующему постановлению правительства, такие радиусы устанавливают власти субъектов РФ. Расстояния от магазинов с алкоголем рознятся в зависимости от региона, максимальное – 1 км.
Короткая ссылка на новость: https://informatio.ru/~0Dxma

Другие новости раздела

RSS
Новые таможенные правила ЕАЭС вступят в силу с 1 января, а заработают не раньше июля 2018 г.
17.11.2017 / Финансовые новости
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу 1 января 2018 года. Для того, чтобы документ начал работу в полную силу понадобится не менее полугода.
Банки будут блокировать сомнительные денежные переводы по картам и счетам
16.11.2017 / Финансовые новости
Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, позволяющий финансово-кредитным организациям временно блокировать подозрительные операции.
Сроки для вступления в наследство могут увеличить вдвое
16.11.2017 / Личные финансы
Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, благодаря которому сроки принятия наследства увеличатся в два раза, упростится процедура их восстановления и изменится порядок признания имущества выморочным.
Теперь социальные единовременные выплаты не облагаются налогом
03.11.2017 / Личные финансы
Обложению НДФЛ не подлежат суммы единовременных выплат, которые получают имеющие право на социальную помощь налогоплательщики
Как выкупить свой или чужой долг у банка вместо коллекторов?
01.11.2017 / Личные финансы
Можно ли выкупить свой кредитный долг у банка? Какие условия предлагают банки при продаже долга частным лицам? Что нужно знать при покупке кредитного долга у банка? Можно ли выкупить свой кредит у коллекторов?