
С наступлением нового 2016 года вступили в силу изменения и в системе школьного образования, это и инклюзивное обучение, и учеба в одну смену, и увеличение экзаменов по итогам года. Что еще нового будет в учебном году 2016-2017? Чего ожидать школьникам и учителям? Каковы перспективы российского образования?
1. Программа по переводу российских школьников на односменное обучение
В этом году уже разработанные типовые проекты будут проработаны в регионах и «привязаны» к конкретной территории с учетом климатических, сейсмических и других особенностей. При этом регионы самостоятельно будут определять нормативную стоимость.
Немаловажно, что в течение года будет продолжена программа строительства школьных спортзалов.
Ожидается появление в России «электронной школы». Это даст возможность нормально учиться детям из отдаленных районов, школьникам с особенностями развития, одаренным ученикам, а также детям, живущим за пределами России. Благодаря «электронной школе» можно будет освоить, например, отдельный учебный предмет или полную программу с 1 по 11 классы, сдать соответствующие экзамены и получить аттестат.
2. Новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья
Этот стандарт уже действует с 1 января 2016 года. Он учитывает разные группы особенных учеников — глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Переход на эти условия должен совершаться плавно, с учетом материальной готовности школы: наличия пандусов, специальных досок, книг со шрифтом Брайля, компьютеров со специальной клавиатурой и т.д.. Кроме того, должна быть решена проблема кадров и методик обучения.
3. Увеличение числа экзаменов после 9 класса и нововведения для других классов
Девятиклассникам с 2016 года придется сдавать обязательные русский язык и математику, а также два предмета из списка по выбору: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика.
В этом году из заданий ЕГЭ исключена тестовая часть еще по четырем предметам: истории, обществознанию, географии и информатике.
С 2016 года стали обязательными для учащихся начальной школы Всероссийские контрольные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
С начала нового учебного года шестиклассники перейдут на обучение по новым стандартам. Важный момент: они будут изучать отечественную историю по новым учебникам, в основе которых лежит историко-культурный стандарт.
Особое внимание в новых условиях уделяется поддержке талантливых детей. Учитель может составить индивидуальный учебный план для одаренного ученика и разрешить ему не сидеть ежедневно на всех уроках.
4. Появление электронных учебников и уроков робототехники
С 2016 года во всех школах появятся электронные учебники. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но, кроме этого, в них содержат мультимедийные элементы. Для работы по электронным учебникам учителя должны пройти соответствующую переподготовку.
В 2016/2017 учебном году частью школьной программы станут уроки робототехники. Занятия будут проводиться с 5 по 9 класс в рамках уроков технологии. А в 2017 году школьную программу пополнит и работа с 3D-принтерами.
5. Урокам физкультуры и нормам ГТО — особое внимание
Одно из нововведений в школьной жизни: сдача элементов ГТО соответствует оценке по физкультуре. То есть результаты выполнения тестов комплекса ГТО могут быть приравнены к результатам освоения отдельных разделов физкультуры путем включения в них элементов комплекса.
Выполнение нормативов на золотой, серебряный и бронзовый знаки физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по новым стандартам могут соответствовать оценке «отлично» в школьном предмете.
Однако невыполнение нормативов не может являться основанием для выставления неудовлетворительной оценки по физкультуре.Поэтому учителям и родителям стоит обратить на это внимание.
6. Проверка уровня преподавания русского языка, литературы, математики
В 2016 году пройдет Всероссийское исследование компетенции учителей именно этих предметов. Актуальная задача - организация достоверной оценки компетенции педагогов, которая позволит использовать ее результаты и для присвоения квалификационных категорий.
7. Ориентиры российской школы на ближайшее будущее:
-
единое образовательное пространство как равенство возможностей для доступа к определенной сумме знаний для каждого ребенка, независимо от состояния здоровья и места жительства;
-
индивидуальная траектория обучения для каждого ученика;
-
усиление воспитательной части образования, чтобы сформировать устойчивые моральные принципы и критическое мышление, крайне необходимые в эпоху переизбытка информации;
-
возрастание в разы роли учителя, который должен будет не только давать детям знания, но и помогать развиваться.