Профессиональный стандарт педагога: какие требования к учителям будут предъявляться?


10 Декабря 2013
Просмотров: 7217

Министерство образования и науки РФ вынесло на суд общественности профессиональный стандарт педагога. Работа над ним шла почти два года, а вступить в силу предлагаемый стандарт может с 1 января 2015 года. Правда, пока в режиме «пилотно-экспериментального применения».

Профессиональный стандарт педагога: какие требования к учителям будут предъявляться?

По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации».

Кроме того, все педагоги должны уметь работать с разными категориями учеников — с одаренными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми.

Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.

«Стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ с 1 января 2015 года, — подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов. — Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя».

Как сказано в официальном сообщении минобрнауки, разработка стандарта один из самых важных и значимых проектов министерства.

Но сейчас встает еще более глобальный и сложный вопрос: как сделать так, чтобы педагоги соответствовали строгим критериям? Учат-то их в вузах по старым программам. И как их изменить, тоже пока не очень ясно.

Например, опыт инклюзивного обучения в нашей стране ничтожный. Даже в Москве, где десять лет назад открылись первые классы с инклюзией, методикой совместного обучения здоровых детей и учеников, допустим, с синдромом Дауна, владеют единицы педагогов. Как учить в одном классе будущего Ломоносова и ученика, который плохо знает русский язык, тоже не очень понятно. У нас вообще работать с одаренными детьми могут далеко не все учителя. Обычно в школе таких педагогов два-три, не больше. У них, как правило, разработаны свои программы, которые под силу только талантливым детям.

По мнению Исака Фрумина из Высшей школы экономики, на то, чтобы стандарт заработал, потребуется не меньше десяти лет. «Ценность его в том, что мы наконец-то заговорили, какой учитель нужен обществу«, — считает Фрумин. Понимают сложности и в минобрнауки.

«Мы должны перейти к процедурам, которые позволят стандарту педагога обеспечить максимально комфортное вступление выпускников в профессию«, — сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Стандарт может применяться при отборе кадров на работу в школу, при аттестации учителей и при оценке результатов их работы. В проекте концепции стандарта, который был опубликован на сайте министерства, подчеркивалось, что проверить, выполняется ли стандарт, поможет, например, число участников и победителей олимпиад у отдельно взятого учителя. А если идет речь о детях с ограниченными возможностями, то может учитываться динамика каждого конкретного ученика.

Итак, требования к учителям прописаны, теперь надо сделать так, чтобы было из кого выбирать кадры. Пока что конкурс на учительские вакансии есть лишь в Москве, где педагоги в зависимости от нагрузки и стимулирующих надбавок получают от 40 до 100 тысяч. В регионах, чтобы заработать 20 — 25 тысяч рублей, учителя берут по полторы-две ставки и устраиваются почасовиками в соседние школы. Если сейчас спросить с них по всей строгости стандарта, большинство школ останутся без учителей.

Что такое инклюзивное обучение?

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Короткая ссылка на новость: https://informatio.ru/~1Pnlw

Другие новости раздела

RSS
Стартует Всероссийская акция «Народное сочинение»
31.03.2017 / Среднее образование
Организатор акции Российский книжный союз задумал провести своего рода публичное социологическое исследование, призванное рассказать о том, какие уроки мы извлекли из программного чтения в разные годы и эпохи, как поняли литературный замысел, были ли довольны учителями
В школах проведут единый день раздельного сбора мусора
14.03.2017 / Среднее образование
В Общественной палате РФ предлагают организовать в школах единый день раздельного сбора мусора
Расписание госэкзаменов-2017
06.03.2017 / Среднее образование
Минобрнауки России опубликовало расписание проведения государственных экзаменов, длительность испытаний, список предметов и справочных материалов, которыми можно будет воспользоваться
Готовимся к выпускным: основные ошибки при сдаче ЕГЭ
01.03.2017 / Среднее образование
Многие старшеклассники уже сегодня начинают готовиться к этому серьезному испытанию
С 1 сентября российские школы перейдут на новые учебники истории
22.02.2017 / Среднее образование
Тем самым завершится формирование единого образовательного пространства по данному предмету на территории всей страны