Учителям запретят разглашать педагогическую тайну. Мнения экспертов

3724
2 минуты
Учителям запретят разглашать педагогическую тайну. Мнения экспертов

На правительственном координационном совете по проведению Десятилетия детства в России озвучено предложение: запретить учителям и воспитателям разглашать диагнозы и особенности развития детей и ввести на законодательном уровне понятие "педагогическая тайна", по аналогии с тайной врачебной.

Насколько необходимо новое ограничение для педагогов? Нужно ли закреплять поправками в законодательство? При ответах на эти вопросы эксперты придерживаются разных мнений.

Одни из них говорят, что понятие "педагогической тайны" в аспекте неразглашения медицинских диагнозов, семейного положения, уровня доходов и т. д. - безусловная этическая норма поведения учителя. Ведь педагог несёт детям не только знания, но и образец поведения. Как же иначе?

Закрепить данное положение в законодательстве представители общественности считают правильным решением. Но тогда можно еще подумать и о разумном ограничении афиширования академических успехов или провалов учеников.

В данном случае речь должна идти не о тотальном запрете, а о снижении давления на ученика через публичное разглашение его "двойки" по контрольной.


Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко придерживается другого мнения. Он считает такое предложение избыточным.

«Здесь совершенно некорректно сравнение с врачебной тайной. Врачебная тайна - диагноз, сведения из медкарты пациента, анализы, исследования. Всем этим обладают врачи, больницы либо страховые компании. И именно они должны эту тайну хранить в целях защиты личных данных граждан», – рассуждает Авдеенко.

В то же время учитель не владеет врачебной тайной. Он априори получает информацию с чьих-то слов, он, образно говоря, "вторые руки".

Так, например, когда родитель волнуется о сверхнагрузке ребенка с больным сердцем на уроках физкультуры, то он, конечно, сообщит об особенностях здоровья преподавателю. И может попросить не афишировать диагноз, а просто снизить нагрузку.

Так что соблюдение подобных договоренностей вписывается в рамки общегражданской профессиональной этики.

Кроме того, существует кодекс профессиональной этики педагога. Можно, конечно, дополнить его словами о том, что учитель не разглашает ставшие известными ему подробности диагноза ученика. Вводить это в законодательство - перебор.

Народного учителя России Александра Сайбединова беспокоит, что, принимая решение о принудительном введении такого понятия, мы как бы говорим, что учитель в сущности не является носителем педагогической культуры.

Его беспокоит то, что честь и этику педагога хотят превратить в педагогический регламент. Ему всегда казалось, что это изначально закладывается в самой подготовке учителя, еще со студенческой скамьи. Ведь вся профессия учителя связана с общением с детьми, с их мечтами, их секретами, которые иногда доверяют именно любимым педагогам.

Основы этики - а речь именно о ней - должны закладываться во время учебы студента в педвузе, на курсах психологии, например. Возможно, имеет смысл придумать некую "клятву педагога", по аналогии с клятвой Гиппократа у медиков. Но это наш внутренний, профессиональный кодекс.

Материалы по теме "Учителя, преподаватели, педагоги"

Рекомендуем

Загрузка...