На правительственном координационном совете по проведению Десятилетия детства в России озвучено предложение: запретить учителям и воспитателям разглашать диагнозы и особенности развития детей и ввести на законодательном уровне понятие "педагогическая тайна", по аналогии с тайной врачебной.
Насколько необходимо новое ограничение для педагогов? Нужно ли закреплять поправками в законодательство? При ответах на эти вопросы эксперты придерживаются разных мнений.
Одни из них говорят, что понятие "педагогической тайны" в аспекте неразглашения медицинских диагнозов, семейного положения, уровня доходов и т. д. - безусловная этическая норма поведения учителя. Ведь педагог несёт детям не только знания, но и образец поведения. Как же иначе?
Закрепить данное положение в законодательстве представители общественности считают правильным решением. Но тогда можно еще подумать и о разумном ограничении афиширования академических успехов или провалов учеников.
В данном случае речь должна идти не о тотальном запрете, а о снижении давления на ученика через публичное разглашение его "двойки" по контрольной.
Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко придерживается другого мнения. Он считает такое предложение избыточным.
«Здесь совершенно некорректно сравнение с врачебной тайной. Врачебная тайна - диагноз, сведения из медкарты пациента, анализы, исследования. Всем этим обладают врачи, больницы либо страховые компании. И именно они должны эту тайну хранить в целях защиты личных данных граждан», – рассуждает Авдеенко.
В то же время учитель не владеет врачебной тайной. Он априори получает информацию с чьих-то слов, он, образно говоря, "вторые руки".
Так, например, когда родитель волнуется о сверхнагрузке ребенка с больным сердцем на уроках физкультуры, то он, конечно, сообщит об особенностях здоровья преподавателю. И может попросить не афишировать диагноз, а просто снизить нагрузку.
Так что соблюдение подобных договоренностей вписывается в рамки общегражданской профессиональной этики.
Кроме того, существует кодекс профессиональной этики педагога. Можно, конечно, дополнить его словами о том, что учитель не разглашает ставшие известными ему подробности диагноза ученика. Вводить это в законодательство - перебор.
Народного учителя России Александра Сайбединова беспокоит, что, принимая решение о принудительном введении такого понятия, мы как бы говорим, что учитель в сущности не является носителем педагогической культуры.
Его беспокоит то, что честь и этику педагога хотят превратить в педагогический регламент. Ему всегда казалось, что это изначально закладывается в самой подготовке учителя, еще со студенческой скамьи. Ведь вся профессия учителя связана с общением с детьми, с их мечтами, их секретами, которые иногда доверяют именно любимым педагогам.
Основы этики - а речь именно о ней - должны закладываться во время учебы студента в педвузе, на курсах психологии, например. Возможно, имеет смысл придумать некую "клятву педагога", по аналогии с клятвой Гиппократа у медиков. Но это наш внутренний, профессиональный кодекс.