В следующем году в Москве автомобили перевозчиков будут только желтого цвета, заявил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. По его словам, переход к обязательной для всех цветовой гамме не доставит перевозчикам никаких проблем.
Однако эксперты утверждают, что говорить о полном вымирании «цветных» такси в столице пока рано, поскольку на территории Москвы работает большое количество подмосковных водителей, не обязанных выполнять требования о цвете кузова авто.
С 1 июля 2018 года в Москве автомобили такси всех цветов, кроме желтого, будут объявлены вне закона. Это связано с тем, что в следующем году завершится срок действия последнего разрешения на такси нежелтого цвета.
С 1 июня 2017 года уволят всех водителей с иностранными правами
Со вступлением же в силу закона Москвы «О легковом такси в Москве» лицензии стали выдавать только таксистам на желтых машинах. Это было сделано для приведения автомобилей к единому внешнему виду, чтобы пассажиры могли легко отличить легальное такси от нелегального.
По словам Ликсутова, внедрение закона помогло легализовать столичный рынок такси.
Так, на сегодняшний день в Москве выдано 82 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность. В то же время в 2011 году количество официальных таксистов составляло всего чуть больше 12 тысяч. А это значит, что рынок такси становится все более легальным.
На сегодня в Москве работает около 34 тыс. автомобилей такси с желтым кузовом. Для перевозчиков, которые используют не желтые автомобили, переход не вызовет никаких трудностей, уверяет заместитель столичного градоначальника.
Однако несмотря на закон в действительности «цветные» такси из Москвы пропадут гораздо позже. Такую точку зрения высказал председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.
По его словам, в столице работает много таксистов из Московской области, где закон, вводящий обязательный белый цвет кузова автомобилей, вступил в силу только весной этого года. Соответственно, таксисты на автомобилях других цветов абсолютно законно проработают в столице и области еще пять лет.
«Говорить о полной замене автомобилей на желтые и белые можно будет только через пять лет, когда закончатся сроки подмосковных разрешений. Правильнее сказать, что действующие разрешения в Москве останутся только на желтые машины, а сами автомобили такси будут по-прежнему разных цветов», разъяснил Олег Амосов.
К тому же, по словам Амосова, провести грань между легальными и нелегальными таксистами сегодня сложно, поскольку большинство так называемых нелегалов, как правило, имеет вполне официальную лицензию.
Многие водители покупают разрешения на таксомоторную деятельность, покупают путевые листы, ставят «шашки» на крышу и спокойно работают. По факту они считаются легальными перевозчиками, но на рынок они пришли все же нелегально. К какой категории их отнести и как выделить из транспортного потока?
«Законодательство поставило нас в такие рамки, что отличий между легальными и нелегальными таксистами сегодня фактически нет»,– полагает эксперт и добавляет, что, тем не менее, водителей, которые работают без лицензии, осталось крайне мало.
Председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин полагает, что большая часть подмосковных водителей перекрасит свои автомобили гораздо раньше истечения пятилетнего срока действия разрешения.
Как объяснил Ярослав Щербинин, в Москве после вступления в силу закона о цвете большинство водителей уже через два-три года перекрасило машины в желтый. Это связано прежде всего с рядом преференций для таких автомобилей – езда по выделенной полосе и остановка под знаками такси.
В несколько раз будут увеличены штрафы для таксистов-нелегалов
Щербинин также подчеркнул, что внедрение ограничений на цвет автомобиля в любом случае положительно отразится на состоянии рынка таксомоторных перевозок, так как создаст дополнительные условия входа на рынок, которые отпугнут большинство нелегальных водителей.
«Человек, который решил подзаработать, не сможет просто так выехать на улицу и начать «бомбить» – для этого нужно будет приложить некоторые усилия, как минимум – перекрасить автомобиль и получить разрешение. Это своеобразное ограничение входа на рынок», – отметил Ярослав Щербинин.
Заметим, что требования к цвету кузова автомобилей – далеко не первое изменение, касающееся рынка таксомоторных перевозок. Так, с 1 июня этого года вступил в силу запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав.
Новое законодательство обязывает всех иностранцев, которые работают водителями, иметь российские национальные водительские удостоверения. При отсутствии таковых нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. При этом нарушителем в данном случае считается не сам водитель, а его работодатель, который и обязан контролировать исполнение данного запрета.
Напомним, что поправки были разработаны еще в 2013 году, однако с тех пор их вступление в силу неоднократно откладывалось в связи с тем, что подавляющее большинство иностранных водителей не успело получить водительское удостоверение российского образца.
Так должно было быть и на этот раз – законопроект, переносящий вступление документа на 1 июня 2018 года, весной был принят в первом чтении, однако в итоге окончательно принять его парламентарии банально не успели.
В итоге после вступления закона в силу таксопарки в Москве и Санкт-Петербурге недосчитались примерно 20 процентов своих сотрудников, приехавших из бывших союзных республик.
В ряде регионов, к примеру в Архангельске, также столкнулись с неожиданным дефицитом водителей с российскими правами. В Подмосковье таксопарки недосчитались около 40 процентов штата.