Получатели льготных автокредитов теперь обременены возросшей налоговой нагрузкой. Это изменение произошло после того, как в декабре по решению Центробанка ставку рефинансирования уравняли с ключевой ставкой.
С 1 января 2016 года ключевая ставка заменит ставку рефинансирования
В прошлом году минимальные ставки по льготным кредитам составляли 5,5–6% годовых. Банки, со своей стороны, поднимая ставки, постарались минимизировать последствия для заемщиков. Но по льготным кредитам, взятым ранее, клиентам все равно придется платить налог, начиная с налога за 2016 год и до момента погашения кредита. Речь идет о сумме от одной до нескольких тысяч рублей в год. К сожалению, последствия могут возникнуть у десятков тысяч заемщиков.
Банковские специалисты объясняют, что по итогам прошлого года налог платить не придется, но оспорить новый налог у них шансов нет: «Изменился не налог, а ставка, от которой он считается, и даже если предположить, что изменения относятся к налогу, то он изменился на будущее, но не ретроспективно, а это допускается. Ухудшающие положение налогоплательщика изменения не могут распространяться на прошлые периоды».
Сейчас банки ищут подходящие варианты, чтобы последствия не были такими чувствительными. Они намерены запросить мнение Центробанка по этому поводу. Эксперты напоминают, что программа, запущенная в апреле 2015 года, предусматривала, что государство субсидирует банкам две трети ключевой ставки ЦБ, а сейчас – всего 11%. Также по программе максимальная ставка по кредитам должна составлять не более 10% к ключевой ставке. Сейчас она составляет не более 21%.
В прошлом году на льготное автокредитование было выделено 5 млрд руб. В 2016 году госпрограммы стимулирования спроса на автомобили могут быть расширены.