Госдума начала сбор отзывов на законопроект, разрешающий экипажам авиалайнеров использовать наручники, чтобы успокоить буйных пассажиров. Соответствующие поправки в Воздушный кодекс предложил внести один из депутатов.
Сама идея о расширении прав экипажей авиалайнеров витает в воздухе уже несколько лет. В свое время глава одной крупной российской авиакомпании поднимал вопрос даже на самом высоком государственном уровне.
Помнится, именно "Аэрофлот" выступил с инициативой разрешить возможность применения членами экипажа и сотрудниками службы авиационной безопасности специальных средств сдерживания к дебоширам, на которых не действуют словесные внушения.
Глава авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев убежден, что если пассажир буйный, на борту должны быть средства сдерживания - пластиковые наручники и ремни.
«Мы чем их связываем? Лентами! Еще и другие пассажиры помогают", - рассказал Савельев.
В пояснительной записке к законопроекту сказано: по данным наших крупнейших авиакомпаний, "во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров". Государственные ведомства это подтверждают.
Безопасность в полете должны обеспечивать профессионалы
Данные Росавиации говорят о том, что ежегодно органы внутренних дел на воздушном транспорте привлекают к административной ответственности более тысячи человек, а с рейсов снимают около 500 пассажиров в год.
В том случае, если поправки в Воздушный кодекс будут приняты, правительство страны сможет установить перечень специальных средств сдерживания, которые смогут применять стюардессы, чтобы утихомирить буйных пассажиров. Наручники обязательно будут в списке, уверены эксперты.
Какие парковки в Москве подешевеют, а какие подорожают с 15 декабря
Председатель Общественного совета при МВД, заслуженный юрист РФ Анатолий Кучерена согласился с тем, что проблема есть и ее надо решать:
Он отметил, что очень аккуратно относится к вопросам, касающимся общественной безопасности.
«Я говорю о том, когда кто-то обеспечивает нашу с вами личную безопасность, и не важно где - в полете, на улице, в общественном транспорте или еще где-то. Так вот я считаю, что этими вопросами должны заниматься исключительно профессионально обученные люди. Это же касается предотвращения инцидентов, связанных с поведением дебоширов на борту», – уточнил Кучерена.
Исходя из этого, добавил Кучерена, следует сделать так, чтобы на борту обязательно находился член экипажа, который был бы специально обучен некоторым приемам противодействия буянам. Чтобы он мог оградить других пассажиров от буйного пассажира.
Как считает Анатолий Кучерена, если вводить предлагаемые изменения в Воздушный кодекс РФ, то надо подумать над подготовкой таких сотрудников. Ответственность же предлагается возложить на командира воздушного судна.
Поэтому командир либо назначенный им сотрудник из экипажа должен быть специально обучен, чтобы легко мог справиться с дебоширом.
В то же время правило "клиент всегда прав" автоматически перестает действовать, как только пассажир поднимается на борт самолета. Об этом сейчас нелишне вспомнить всем, кто в новогодние каникулы планирует улететь в жаркие страны.
Сегодня с проблемами невоспитанных пассажиров сталкиваются авиакомпании всего мира. И все ищут способы, как обезопасить рейсы от буянов. В Китае, например, стюардесс даже учат единоборствам, чтобы они в споре с буяном могли привести особенно убедительные аргументы. И самолет спокойно полетит дальше.
А крупнейшая южнокорейская авиакомпания не так давно разрешила стюардессам использовать электрошокеры для самообороны.
Ленты новостей это подтверждают. Так, например, на рейсе Москва - Тель-Авив пассажир избил и обругал проводника, позвал того в Солнцево дальше на разборки, а все из-за того, что у мужчины куда-то подевался мобильный телефон. Как выяснилось: просто упал и найти его можно было без драки.
Еще пример. На рейсе Хабаровск - Красноярск крепкий 34-летний детина сначала накричал на соседей, потом обругал стюардессу и в конце концов попытался прорваться в кабину пилота. В полиции, куда его доставили сразу после посадки, мужчина, кстати, тоже какое-то время пробовал бушевать.
А на рейсе Москва - Владивосток пассажир, начав небольшую перепалку с соседом по креслу, довел дело до драки со всем салоном. В итоге дебошира связали ремнями безопасности.
О том, что проблема такая существует, говорят целые подборки видеороликов с дебошами на борту, размещённые в интернете.
Специальный законопроект о безопасности пассажиров, рассматриваемый в Госдуме, предполагает, что правительство сможет устанавливать списки специальных средств сдерживания, которые разрешено использовать экипажам воздушных судов.
За утерянный багаж на международных рейсах заплатят 100 тысяч рублей
В частности, это могут быть, например, пластиковые наручники. Если какой-то пассажир разойдется не на шутку, капитан корабля даст команду, и на человека наденут браслеты. Или то, что положено.
Заметим, что летом вступил в силу закон, разрешающий авиакомпаниям составлять черные списки пассажиров. За дебоши на борту авиакомпания теперь вправе на год включить человека в стоп-лист.
Однако сделать это можно только в том случае, если суд признал гражданина нарушителем и наказал по КоАП или УК. Единого списка персон нон грата у авиакомпаний нет, каждая ведет свой отдельный реестр. Но первые фамилии в листах запрета у некоторых авиакомпаний уже появились.
А то же время, как поясняют юристы, решение о включении в черный список можно попытаться обжаловать в суде. Но лучше все-таки не давать стюардессам повода усомниться в своей благовоспитанности.
За нецензурную брань и мелкое хулиганство на транспорте увеличат штрафы
Кроме того, сейчас в Госдуме рассматривается инициатива, резко увеличивающая штрафы за мелкое хулиганство на транспорте. За брань в адрес стюардессы или трамвайное хамство нарушителю придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей.
К тому же, напомним, недавно был принят закон, усиливающий уголовную ответственность за хулиганство в транспорте. Однако далеко не всегда у хама получается надебоширить на уголовную статью - его могут остановить и раньше. Как правило, хамам, из-за которых порой задерживают рейсы или даже разворачивают самолеты, вменяют статью КоАП "мелкое хулиганство".
В Кодексе об административных правонарушениях теперь предусмотрено наказание за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна. За это нарушителю грозит штраф от 2 тысяч до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Стоит отметить, однако, что статистика по этой статье небольшая, по данным Судебного департамента при Верховном суде всего по ней за полгода был оштрафован один человек. Но, по словам экспертов, дело в том, что в основном авиапассажиры-дебоширы попадают под статью "мелкое хулиганство", так как формально с командиром экипажа не пререкаются, а "всего лишь" напиваются до неприличия и матерятся.
Многие эксперты согласны с тем, что не всегда конфликтное поведение пассажира, например брань, можно квалифицировать как преступление. Лучший выход - административная и гражданско-правовая ответственность. Проще говоря: серьезное наказание в рамках КоАП.
Более того, авиакомпания вправе взыскать с дебошира убытки, если по его вине пришлось задержать рейс или совершить вынужденную посадку. Такая практика есть. Счета составляют в среднем 150-200 тысяч рублей. Но был и случай, когда с дебоширки, из-за которой развернули самолет, взыскали 400 тысяч рублей.