Группа депутатов Государственной Думы во главе с Сергеем Мироновым выступила с инициативой на законодательном уровне закрепить норму, согласно которой изменение валютного курса в ипотечных договорах будет указываться в числе прочих форс-мажорных обстоятельств. В результате будет изменен Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-03"Об ипотеке (залоге недвижимости)": его планируют дополнить новой статьей 12.1.
Данное положение важно ввиду того, что при наступлении форс-мажорных обстоятельств залогодатели-физлица будут освобождены от ответственности за неисполнение обязательств. Если инициатива найдет поддержку, то к подобным факторам будут относить:
-
стихийные бедствия, включая землетрясения, наводнения, ураганы;
-
пожары;
-
эпидемии;
- забастовки и военные действия;
-
террористические акты, а также диверсии;
-
финансово-экономический кризис;
-
принципиальное изменение валютного курса;
-
существенная девальвация национальной валюты и прочие факторы, не зависящие от воли сторон договора об ипотеке.
Указанный перечень предлагается считать открытым. Также планируется редакция п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса. В итоге появится абзац, благодаря которому список обстоятельств непреодолимой силы в отношении ряда правоотношений может быть скорректирован отдельными федеральными законами.
Авторы объясняют необходимость таких дополнений тем, что в настоящем виде ГК РФ не содержит перечень конкретных обстоятельств непреодолимой силы: имеется лишь указание на то, что подобные обстоятельства должны отличать непредотвратимость и чрезвычайность. Указанный пробел в законодательстве особенно остро ощутили граждане, заключавшие ипотечные договора в валюте, когда в результате резкого скачка курса платежи по их договорам возросли в 2-3 раза по сравнению с суммами, что они платили в первое время действия соглашений.
Если инициатива найдет поддержку среди прочих парламентариев, то закон вступит в силу с момента его опубликования и коснется всех ипотечных договоров, заключенных в иностранной валюте после 1 сентября 2014 г.