Как приумножить свои накопления к пенсии. Что гарантирует новое законодательство вкладчикам НПФ

2509
8 минут
Как приумножить свои накопления к пенсии. Что гарантирует новое законодательство вкладчикам НПФ

Россияне, самостоятельно сделавшие выбор, где им копить на пенсию, в массовом порядке выбирают Пенсионный фонд России (ПФР). Почему граждане делают предпочтение Пенсионному фонду вместо негосударственным пенсионным фондам? Какие причины "бегства" из НПФ?

Переток же в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) обеспечивают агенты, которые нередко используют неэтичные практики для перевода пенсионных накоплений застрахованных лиц.


Аналитики отмечают что даже несмотря на перекрытие дискредитировавшего себя канала дистанционной подачи заявлений через удостоверяющие центры (УЦ), подобные практики не прекратились. Пенсионный рынок вернулся на четыре года назад в ожидании новых правил игры.

Данные отделений ПФР свидетельствуют, что россияне не доверяют негосударственным пенсионным фондам и стремятся вернуть из них деньги в Пенсионный фонд России под управление государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Подтверждением этого можно считать опрос проведенный журналистами одного из ведущих российских изданий.

Так, согласно предоставленным журналистам данным, в 71 региональном отделении число граждан, решивших в 2017 году вернуть свои пенсионные накопления под управление ВЭБа, превысило количество тех, кто решил перейти из ПФР в НПФ или же из одного негосударственного фонда в другой.

Важно отметить, что в 48 из этих отделений доля граждан, которые подали заявления о желании вновь стать «молчунами», превысила 70%. У всех этих отделений ПФР есть одна специфическая особенность — подавляющее большинство граждан несли туда заявления лично.

Но только в четырех отделениях большинство граждан подали заявления о переходе из ПФР в НПФ. Причем на три отделения (по Москве и Московской области, Татарстану и Бурятии) приходится 97,9% (6,1 млн шт.) от суммарно принятых заявлений. Суммарно в этих трех регионах ПФР в пользу НПФ решили сменить 3,6 млн человек, а поменять один негосударственный фонд на другой — 2,5 млн человек.

В то же время изъявили желание вернуться в ПФР меньшинство, всего 12,2 тыс. россиян. Эти три отделения объединяет то обстоятельство, что в прошлом году прием заявлений в них происходил преимущественно дистанционно. В Татарстане и Бурятии прием велся в основном через удостоверяющие центры (УЦ), в отделении ПФР по Москве и Московской области граждане предпочитали отправлять заявления по почте или курьером.

Как пояснили в Пенсионном фонде России, превалирование дистанционной подачи заявлений при переходах из ПФР в НПФ может объясняться особенностью привлечения новых клиентов в НПФ через агентов. В случае с ПФР ситуация обратная, поэтому преобладает личная подача заявлений.

Напомним, что проект по приему заявлений через УЦ был начат в 2014 году, проводился он несколькими отделениями ПФР. Первоначально для участия в нем были выбраны Бурятия, Татарстан, Томская и Кемеровская области, а также отделение по Москве и Московской области.

Однако участие отделения ПФР по Москве и Московской области хотя и планировалось, но оно в нем не участвовало. Как заявил представитель Пенсионного фонда, соглашение об обмене электронными документами между отделением ПФР по Кемеровской области и УЦ было расторгнуто в 2016 году.

Как не попасться на удочку трансфер-агентов 

В то же время Счетная палата (СП) обнаружила многочисленные «риски фальсификации» заявлений, поданных от имени граждан. Например, в отделениях ПФР по Бурятии и Кемеровской области (проверки которых проводил контрольный орган) было обнаружено, что через УЦ предоставлялись заявления о переводе пенсионных накоплений уже умерших граждан, удостоверяющая подпись не принадлежала застрахованному лицу, от имени которого подавалось заявление.

После того как в отделения ПФР стали поступать запросы из других территориальных органов ПФР о переводе в НПФ средств пенсионных накоплений граждан без их согласия, появилась практика так называемых двойных заявлений, которые вбрасывались, чтобы не перевести гражданина к другому страховщику, а, наоборот, оставить его накопления в текущем НПФ.

После вскрывшихся нарушений в середине 2017 года прием заявлений через УЦ был сначала приостановлен, а затем и вовсе отменен.

После того как канал УЦ был перекрыт, резко сократилось привлечение клиентов НПФ. Но в этом году люди опять понесли деньги в негосударственные пенсионные фонды.

После закрытия дистанционного канала подачи заявлений через трансфер-агентов  началась массовая подача заявлений «в бумаге». Граждане либо лично обращались в ПФР, либо пересылали заявления курьером. В отделения ПФР привозили сотни бланков, которые оформлялись как лично поданные гражданами.

При курьерской форме подачи пенсионные брокеры аккумулировали у себя заявления и либо сами заверяли их у нотариуса или у глав администраций без присутствия клиента, либо передавали незаверенные документы в фонды.

Пока объемы подачи заявлений отстают от показателей 2014 года. Что вполне объяснимо — мало кто верит в разморозку пенсионных накоплений, а те, кто из негосударственных фондов, кто ранее активно привлекал клиентов, испытывают серьезные финансовые трудности.

Отличается и форма подачи — «личные визиты» заметно сократились, хотя динамика заявлений, поданных через «курьера», сохраняет динамику 2014 года. Если четыре года назад через этот дистанционный канал было подано 1,7 млн заявлений, то за семь месяцев этого года — 570 тыс. шт.

Количество собранных заявлений больше, чем количество поданных: традиционно НПФ сдают большинство из них в последние месяцы. Сокращение лично поданных заявлений обычно объясняют тем, что теперь это сделать сложнее — ПФР стал более придирчив к оформлению заявлений такого рода.

Ситуация с подачей бумажных заявлений не поменялась с 2014 года. Брокеры сдают заявления близкой к НПФ структуре, которая занимается заверением их через нотариусов или глав поселений. Естественно, это происходит без присутствия гражданина. Затем происходит их сдача в отделение ПФР. Отсюда не исключены и злоупотребления.

Эксперты предупреждают, что фонды вбрасывают заявления в те отделения ПФР, с которыми у них есть неформальные договоренности. При удостоверении подписей на заявлениях нотариусами могут быть допущены нарушения порядка совершения нотариальных действий самими нотариусами или сфальсифицированы удостоверительные надписи нотариусов о совершении нотариальных действий.

В ПФР утверждают, что «принимают меры с целью пресечения нарушений, взаимодействуют по этому вопросу с нотариальной палатой и правоохранительными органами».

В 2018 году на последнюю отчетную дату из 20 отделений ПФР, предоставивших статистику, в 16 большинство граждан снова в качестве перевода накоплений выбирали ПФР и только в тверском, ханты-мансийском и хабаровском отделениях большинство застрахованных лиц решили поменять один НПФ на другой.

В этих отделениях, предоставивших информацию, преобладала личная подача заявлений гражданами. Абсолютное большинство заявлений, поданных курьерской доставкой, приходится на Москву и Московскую область.

Как заявили в ПФР, объяснить, почему все новые клиенты фондов решили отсылать свои заявления курьером, при этом направляя его в Москву, а не нести лично в местное отделение ПФР, в НПФ и Пенсионном фонде России не решились.

Помимо остановки канала УЦ государство разрабатывает, а Госдума принимает так называемый закон о переводах средств из НПФ.

Меры по безопасности клиентов НПФ от Центробанка

Людям, желающим приумножить свои накопления к пенсии, стоит напомнить, что с 1 января 2018 года у них остается только три канала подачи заявлений — Единый портал госуслуг (ЕПГУ), личная подача заявления или же через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Как известно, деятельность НПФ регулирует  Центробанк, в котором подтверждают, что эти нормы «позволят обеспечить соблюдение прав граждан при переходах между фондами. Как предполагается, принятые нормы переводов накоплений будут также реализовываться и в системе индивидуального пенсионного капитала.

В этих условиях НПФ и агенты стали активно внедрять единственный технологичный дистанционный канал подачи заявлений — ЕПГУ. Так, например, сейчас «ВТБ Пенсионный фонд» проводит тестирование этого канала в отделениях Почта-банка, его запуск во всех офисах запланирован на сентябрь.

«ЛУКОЙЛ-Гарант» переводит к себе клиентов через ЕПГУ в отделениях Бинбанка и РГС-банка, рассказали в колл-центре фонда. Пенсионные брокеры также начали использовать этот канал.

Как утверждали апологеты ЕПГУ, при переводе пенсионных накоплений через этот канал мошеннические действия почти исключены — все делается самим клиентом в присутствии агента. Однако не исключены возможности неправомерной подачи заявлений и с помощью этого канала.

 Даже у опытного агента оформление заявления через ЕПГУ занимает 20–25 минут. «Это очень долго»,— жалуется один из брокеров, нанимающий агентов. «Есть варианты работы, как можно ускорить и упростить процедуры,— часть работы можно сделать без клиента. Например, можно удалить электронную подпись»,— отмечает он.

А в том  случае, если у клиента нет личного кабинета на ЕПГУ, то ему его должны завести. Как считают представители негосударственных пенсионных фондов, недобросовестный агент при невнимательном клиенте может оформить кабинет на "левую" симку и получить доступ не только к переводу пенсионных накоплений, но и к другим функциям ЕПГУ.

Немало вопросов вызывает подача заявления через уполномоченного представителя, учитывая опыт предыдущих лет и использование фондами недобросовестных практик нотариального заверения.

В законе, защищающем вкладчиков НПФ, сохранена возможность подачи заявления уполномоченным представителем гражданина с нотариально удостоверенной доверенностью на подачу заявления, поскольку такой способ подачи потенциально не создает почву для массовых злоупотреблений, а также обеспечивает право гражданина на представление его интересов доверенным лицом.

Как разъяснили в Банке России, в таком случае нивелировать эффект от неправомерных практик потенциально может установленный в новом законе период охлаждения, когда человек способен отказаться от выбора страховщика. Однако для этого клиент должен почувствовать ответственность за принадлежащие ему пенсионные накопления.

На сегодня же, как свидетельствует статистика, люди, почувствовавшие такую ответственность, выбирают не НПФ, а ПФР.

Материалы по теме "Реформа пенсии"

Рекомендуем

Загрузка...