Взносы на накопительную пенсию могут быть заморожены сразу на три года – из этого исходит Пенсионный фонд России (ПФР) при подготовке трехлетнего бюджета, заявил замминистра труда Андрей Пудов (цитата по «Интерфаксу»), весь тариф страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий, формирование пенсионных накоплений в 2017–2019 гг. не предусмотрено.
Накопительной пенсии нет в проектировках трехлетнего бюджета, которые Минфин представил в правительство, говорит федеральный чиновник, правда, и решения о продлении замораживания взносов еще нет. Проект бюджета ПФР не вызывал возражений Минфина, знает чиновник финансово-экономического блока: исходить будут из замораживания взносов.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». Это предложения Минтруда и ПФР, они будут обсуждаться при подготовке бюджета, говорит представитель Минтруда, окончательных решений нет. Решение о продлении замораживания правительством не принималось, пока обсуждались лишь проектировки, как и другие предложения Минфина, сообщила пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.
Весной в правительстве обсуждалось продление моратория на накопительную пенсию только в 2017 г., рассказывали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника. «Однозначно временное, – обещал министр финансов Антон Силуанов «Ведомостям» в конце 2013 г., накануне первого года замораживания накопительных взносов. – Тратить не собираемся, в 2015 г. забирать не будем, – за [2014 г.] НПФ инвентаризируют, они акционируются, будет создана система страхования негосударственных пенсий».Замораживание взносов поможет не увеличивать трансферт ПФР, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. В проектировках бюджета (есть у «Ведомостей») расходы на развитие пенсионной системы растут за три года всего на 300 млрд – с 3,352 трлн до 3,674 трлн руб.
По оценкам Минфина, в 2016 г. замораживание накопительных взносов сэкономило бюджету 344 млрд руб. – на столько был снижен трансферт. Дальше ежегодно бюджет будет экономить около 400 млрд руб., оценивает Гурвич.
Накопительная пенсия не формируется с 2014 г. По закону о страховых взносах (с 2017 г. его нормы включаются в Налоговый кодекс) с 2017 г. формирование накопительной пенсии должно возобновиться, на нее отчислялось бы 6%. Чтобы продлить мораторий, правительству необходимо внести поправки и установить нулевой тариф.
Морозить бесконечно нельзя, отмечает федеральный чиновник. Если решение будет принято, то накопительная часть будет заморожена шесть лет подряд, говорит Гурвич, тогда правильнее вообще отказаться от накопительного компонента и начать серьезную пенсионную реформу. В Минфине (вместе с ЦБ подготовил предложения о реформе) исходят из того, что конструкция пенсионной системы будет изменена и удастся продавить свои предложения, считает чиновник финансово-экономического блока.
ЦБ и Минфин предлагают вывести накопительные взносы из обязательного пенсионного страхования, оставив все 22% тарифа пенсионных взносов солидарной системе. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал». Накопления граждан в НПФ переводятся в пенсионный капитал автоматически, а накопления молчунов конвертируются в баллы страховой части, если за два года после запуска реформы они не переведут накопления в НПФ.
Накопительные взносы гражданин будет уплачивать с собственной зарплаты, но ставку можно менять – от 0 до 6% (с них не будет взиматься НДФЛ, на эту сумму уменьшается и база взносов в ПФР). Первоначальный взнос предполагается установить в 1%, говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Крайне низкий уровень зарплаты большинства населения не даст такой системе заработать, предупреждает президент НАПФ Константин Угрюмов. 60% граждан получают легальную зарплату, из них 80% будут участвовать в новой квазидобровольной накопительной системе, таково мнение Швецова. Это около 35 млн человек исходя из численности занятых в экономике, по данным Росстата.Пенсионные накопления, по данным ПФР за 2015 г., формируются в НПФ у 31 млн человека, еще у 0,5 млн – в частных управляющих компаниях. По оценке Пудова, формировать добровольные накопления будут примерно 50% тех, кто подходит по уровню доходов и возрасту, – если к новой системе присоединится работодатель.
Еще один вариант – направить на бюджетный трансферт средства фонда национального благосостояния (ФНБ), говорит Гурвич. Но резервный фонд закончится в 2017 г. и из ФНБ Минфин планирует взять 783 млрд руб. в 2017 г., 883 млрд в 2018 г. и 87 млрд в 2019 г. В ФНБ останется всего 500 млрд руб.
Сбалансировать систему можно также за счет повышения пенсионного возраста, считает федеральный чиновник, но не фактической отмены обязательной накопительной части.
Государство, рассчитывая на инвестиции НПФ, своими же действиями их ограничивает, заключает федеральный чиновник.
Правительство просто пилит сук, на котором сидит, согласен Угрюмов: в отсутствие внешних заимствований изымает прямой инвестиционный ресурс. Раньше Минфин сам отстаивал приоритет обязательной накопительной системы, вспоминает Владимир Тихомиров из БКС, теперь его главный приоритет – сбалансированность бюджета. А развитие системы долгосрочных инвестиций и системы обязательных накоплений перестало быть долгосрочной целью, заключает он.