Законопроект, разработанный министерством обороны России, предлагает предоставлять военнослужащим-контрактникам, воспитывающих в одиночку детей до трех лет, отпуск по уходу за ребенком. А до достижения малышом полуторагодовалого возраста будет выплачиваться ежемесячное денежное пособие.
В нашей армии служат чуть больше 40 тысяч женщин-контрактниц. Сколько служит отцов-одиночек — пока никто не считал. Если законопроект будет одобрен, наши военные по своей социальной защищенности приблизятся к западным стандартам.
Именно по этому поводу пришлось дважды заседать Конституционному суду. Эта история началась в 2005 году, когда у военного Константина Маркина родился сын. Командование отказалось отпустить мужчину в отпуск по уходу за малышом. Отказало на основании норм военного права. Маркин дошел до Конституционного суда и в 2009-м выслушал, что оборона требует ограничений для военных. В 2012-м году Европейский суд по правам человека вынес решение в его пользу. В Европе сказали, что оспариваемые нормы российского военного законодательства нарушают право на частную жизнь. Маркин вновь пошел в военные суды и стал требовать пересмотра его дела. Но теперь уже сами военные судьи пошли в Конституционный суд за разъяснениями.
Ситуация оказалась сложной. По закону, решения высшего суда окончательны и их не меняют. Но мы подписали все международные документы, по которым мы признаем и выполняем решения Европейского суда по правам человека.
Значит, необходимо разработать закон, который бы соответствовал всем стандартам.
Именно сложной правовой коллизией можно объяснить тот факт, что в министерстве обороны разработали законопроект, наделяющий и мужчин-военнослужащих правом брать отпуск по уходу за ребенком. Специалисты считают, что толчком послужила именно коллизия, возникшая в связи с делом Константина Маркина.
Ну, а у самого Маркина за эти годы, пока шли суды, сын вырос. Отпуск военному отцу его командование тоже тогда дало, хотя специальных законов на тот момент не было.