Экспертное сообщество заявило о необходимости создания стационарных отделений скорой медицинской помощи. Только так можно будет существенно повысить качество оказываемых пациентам услуг.
Ежегодно к скорой медицинской помощи обращаются более чем в 45 млн случаев. При этом в 80% случаев спецавтомобили прибывают к пациентам в течение не более чем 20 минут, как это и предусмотрено Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (Приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н).
К 2020 году указанный показатель в соответствии с госпрограммой "Развитие здравоохранения" должен увеличиться до 93,5%.
Необходимость реформирования отрасли
Однако качественное оказание своевременной медицинской помощи – это не только своевременное прибытие кареты скорой помощи, но и транспортировка больного в медицинское учреждение, оказание медицинской помощи в условиях стационара.
В 2016 г. президент страны В. Путин поручил Минздраву рассмотреть проблему целесообразности совершенствования нормативно-правового регулирования при организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи (п. 2 перечня поручений от 23 марта 2016 г. № Пр-514).
В списке поручений указано лишь одно из возможных направлений реформирования отрасли - передача функции по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи негосударственным организациям. Часть субъектов страны уже несколько лет практикуют подобный аутсорсинг.
Чтобы собрать и систематизировать предложения по модернизации отрасли был создан специальный Экспертный совет при Комитете Госдумы по охране здоровья по вопросам совершенствования законодательства в сфере оказания скорой специализированной медицинской помощи, а также оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах. Ряд направлений работы эксперты уже определили.
Уточнение используемых в законодательстве понятий
Как организовать работу скорой помощи – решать самим регионам
Есть необходимость уточнения понятия «своевременное прибытие автомобиля скорой помощи». Также следует произвести обоснованные расчеты времени, которое реально необходимо бригадам карет скорой помощи, чтобы прибыть к пациенту в зависимости от региона.
Данные вычисления выполнили не все регионы, что тормозит поиск путей повышения доступности скорой медицинской помощи, хотя на законодательном уровне уже предусмотрена возможность уточнения временных нормативов прибытия бригад с учетом транспортной доступности, плотности населения, географической и климатической специфики региона (п. 6 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи).
Стационарные отделения скорой медицинской помощи
Потому в целях повышения качества медицинской помощи нужно создавать стационарные отделения скорой медицинской помощи, где пациенты смогут получить экстренную специализированную помощь. Сегодня подобные структурные подразделения организуются в тех учреждениях, коечная мощность которых составляет не менее 400 койко-мест при ежедневном поступлении для оказания скорой медицинской помощи не менее 50 пациентов.
К 2020 г. планируется создать подобные отделения в 90% указанных медицинских организаций, в которые будут направлять 50% всех пациентов с экстренными показаниями (подпрограмма "Развитие скорой медицинской помощи"). На сегодняшний день подобные подразделения существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Набережных Челнах.
Санитарная авиация
В нашей стране довольно много труднодоступных местностей, в которых оказание скорой медицинской помощи невозможно без обращения к помощи авиатранспорта.
Уже имеется решение о финансировании за счет средств федерального бюджета региональных программ развития сферы оказания медицинской помощи в экстренной форме с применением санитарной авиации, включая, обустройство вертолетных площадок, в 2017-2019 годах.
Проект будет реализован в 34 субъектах страны.
Информатизация
Станции скорой медицинской помощи нуждаются в оснащении автоматизированными информационными системами, благодаря которым можно определять геолокацию точки вызова и местонахождение дежурных бригад и, соответственно, выстраивать кратчайшие маршруты.
Также необходимы единые для отдельного региона информационные системы по обработке вызовов и маршрутизации, что позволит обеспечить своевременную и, что очень важно, целенаправленную эвакуацию пациентов. В результате граждане без промежуточной госпитализации в близлежащее медучреждение будут доставлены в специализированные лечебные учреждения: с острым коронарным синдромом – в сосудистый центр, с тяжелой пневмонией – в пульмонологическое отделение областной больницы и т. д.
Работа с населением
Не менее важным моментом является разъяснительная работа среди населения о специфике оказания скорой медицинской помощи. Например, необходимо разъяснять, в чем заключается отличие экстренной медицинской помощи от неотложной.
Нужно говорить о возможности получения скорой медицинской помощи амбулаторно без обращения к автомобилям скорой помощи, о необходимости знания симптомов самых распространенных острых заболеваний.
Все это будет способствовать обеспечению своевременного оказания необходимой помощи, а также снижению численности ложных вызовов, величина которых на сегодня составляет порядка 2,5 млн случаев в год.