Минтранс внесет изменения в нормативные акты в части провоза авиабагажа. Для этого создана рабочая группа, в которую вошли представители авиакомпаний, Совета Федерации, различных общественных объединений.
Таким образом понятие «ручная кладь» будет определено законодательно, также будет конкретизирован перечень вещей, которые можно взять на борт бесплатно. Последний вопрос вызывает наибольшие споры, так как непонятно, какое количество предметов из этого списка можно пронести в самолет одновременно.
Дебоширов на транспорте смогут лишать свободы на срок до 8 лет
Кроме того, предусматривается возможность суммирования багажа (если пассажиры летят вместе), но общий вес не должен превышать 30 кг.
В результате после принятия нового законопроекта любой пассажир, даже обладатель самого дешевого билета без багажа, на законном основании сможет пронести на борт самолета 5 кг ручной клади.
По мнению члена рабочей группы от Совета Федерации сенатора Александра Башкина, в нормативах Минтранса, которые действуют до сих пор, речь идет о том, что каждая авиакомпания обязана принять к бесплатной перевозке не менее 10 кг багажа, включая вещи, находящиеся при пассажире. Это давало возможность авиакомпании лавировать.
Согласно новым нормам каждый пассажир будет иметь право внести в самолет не менее 5 кг ручной клади. Может быть, и более — это зависит от авиакомпании. Плюс некий перечень предметов, необходимых в полете или сразу после полета, которые не взвешиваются и не суммируются. Какие это будут предметы, еще не решено.
Вопрос установления перечня вещей, разрешенных к бесплатному провозу на борту самолета, – одна из самых актуальных проблем, которые предстоит решить рабочей группе.
Какой багаж можно провозить пассажирам?
В пункте 135 документа («Изменения, вносимые в некоторые правовые акты Министерства транспорта РФ в части провоза багажа») говорится, что сверх установленной нормы и без оплаты пассажир имеет право провозить следующие вещи:
-
дамская сумка, или портфель, или рюкзак с вложенными в них вещами, вес и габариты которых установлены перевозчиком;
-
верхняя одежда;
-
детское питание для ребенка во время полета;
-
костюм в портпледе;
-
детская люлька или детская коляска установленных габаритов;
-
лекарственные препараты;
-
костыли, трости и иные технические средства реабилитации, складное кресло-коляска.
В правилах эти вещи записаны через запятую, и невозможно понять: мы вправе все вещи, которые указаны в перечне, не взвешивая, взять с собой или только одну из них.
Как заверил заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, который также входит в рабочую группу Минтранса, сообщил, что при принятии поправок будут максимально учтены требования пассажиров, касающиеся предметов, бесплатных для провоза и не включенных в ручную кладь.
В авиабилеты может быть добавлена графа об инвалидности пассажира
Вызывает вопросы и другие требования, в частности, те, что касаются провоза телефона. Согласно поправкам его можно будет провозить только в ручной клади или в сопутствующих вещах (портфель, рюкзак), которые бесплатны для провоза. Может возникнуть ситуация, когда у пассажира не будет иных вещей, куда можно убрать телефон. И тогда за его провоз придется платить.
В компании «Аэрофлот» планируемую Минтрансом норму ручной клади в 5 кг считают оптимальной. По мнению представителей авиаперевозчика, большинство авиакомпаний не ограничатся установленным минимумом и предложат своим пассажирам более выгодные условия.
Возможно, что авиакомпании, работающие в сегменте бюджетных перевозок, получат дополнительный ресурс по повышению своей доходности в условиях поиска путей снижения стоимости их основной услуги – перевозки пассажиров.
В то же время «Аэрофлот» выступает за серьезную переработку перечня вещей, которые пассажир вправе проносить на борт самолета сверх установленной нормы ручной клади. Сегодня список таких вещей состоит из 17 предметов, и правовое регулирование провоза данных вещей противоречит основополагающим принципам, установленным ГК РФ.
Как отметили в компании, общий вес таких вещей зачастую превышает десятки килограммов, и они занимают достаточно большой объем в салоне ВС. Помимо дискомфорта для остальных пассажиров такой подход влияет на безопасность полетов.
Что же касается возврата денег пассажиру, то в пункте 125 проекта поправок говорится, что если пассажир предъявил к перевозке багаж в количестве и/или размером меньшим, чем им было забронировано и предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между оплаченным и фактическим весом, количеством и/или размером багажа подлежит возврату пассажиру.
В Министерстве транспорта рассказали журналистам, что работа над поправками ведется, но сообщили, что «комментарии на данную тему пока преждевременны». Предполагается, что окончательные изменения в нормативные акты Минтранса касательно провоза багажа будут подготовлены в сентябре.