С мая 2017 года устанавливаются новые требования к автошколам и сдаче экзаменов

6001
6 минут
С мая 2017 года устанавливаются новые требования к автошколам и сдаче экзаменов

В мае 2017 года вступили в силу два приказа МВД, устанавливающие требования к автошколам, в которых ГИБДД сможет принимать экзамены. В них подробно  описаны также основания для ГИБДД для приема экзаменов в той или иной автошколе, а также дается разъяснение, какие документы автошколы должны для этого получить. Для получения права на прием экзаменов учебная организация должна иметь заключение ГИБДД. Итак, какие требования предъявляются к автошколам в 2017 году и как преодолеть сложности в сдаче экзамена на получение водительских прав?

Со вступлением в силу данных документов у кандидатов в водители появилась  возможность официально сдавать теорию и практику вождения непосредственно в том учебном заведении, где проходили подготовку. При чем на тех же машинах.

Закон регламентирует требования к площадкам автошкол

Право принимать экзамены на базе автошкол у ГИБДД появилось после вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения. Правда, к этим автошколам в законе, а также в постановлении правительства прописаны довольно жесткие требования.

В то же время вступивший в прошлом году в силу административный регламент по приему экзаменов порядок взаимодействия с автошколами не предусматривал.

Таким образом ситуация складывается так, что до сегодняшнего дня ГИБДД активно использует для приема экзаменов площадки автошкол. Просто по той причине, что не у каждого экзаменационного подразделения есть свои площадки.

Тем более, что согласно регламенту, требования к этим площадкам довольно серьезные. Не у всякого подразделения МВД найдутся необходимые площади. Исключение из этого правила – Москва.

Понятно, что практически 80 процентов экзаменов на права принимается на машинах автошкол. Содержать на балансе МВД мотоциклы, легковушки, грузовики, автобусы и прицепы к ним довольно накладно. А в некоторых регионах попросту бессмысленно, если, например, на права категории «Е» к «D» –  автобус с прицепом – хочет сдать один человек в полгода.

В то же время возможность такого взаимодействия прописана в законе о безопасности дорожного движения и постановлении правительства о выдаче водительских удостоверений.

Чем отличаются требования к автошколам от экзаменационных подразделений ГИБДД?

Требования к автошколам практически совпадают с требованиями к экзаменационным подразделениям ГИБДД, включая наличие мест ожидания, пандусов и всего необходимого для приема экзамена. А это и площадки, и камеры в автомобилях.

Как говорится в постановлении правительства, два экзамена, сдаваемых в автошколах, могут пойти в зачет при сдаче в ГИБДД. Но только в том случае, если речь идет об автоматизированных автодромах, которые заслужили такое право.

Для этого необходимо подтверждать высокий процент сдачи экзаменов. Не менее 80 процентов сдачи с первого раза теории и не менее 70 процентов. сдачи с первого раза площадки.

Эксперты отмечают, что в окончательном варианте из приказа по взаимодействию ГИБДД с автошколами исчезла ключевая норма: что при наличии у автошколы необходимых условий экзамены проводятся на ее базе. Именно эта норма обеспечивала удобство для кандидатов в водители, значительную экономию времени и доступность получения государственной услуги.

Получилось, что даже если автошкола полностью соответствует условиям и прошла проверку, еще не факт, что в нее придет инспектор для приема экзамена. Это не обязанность местной ГИБДД. Ее руководство принимает решение о приеме экзаменов на базе автошколы по собственному усмотрению.

Разумеется, в рыночных условиях это может создать довольно серьезную проблему. Понятно, что наиболее выгодное положение будет у автошколы, на базе которой ГИБДД принимает экзамены. А у ее конкурентов, несмотря на то что они тоже соответствуют всем условиям, такого преимущества не будет.

По закону автошкола может подготовить соответствующую материально-техническую базу для приема экзаменов, вправе даже получить официальное заключение ГИБДД о ее соответствии установленным требованиям, но не вправе рассчитывать на гарантированный приход к ним инспектора для приема экзаменов. Но в приказах ГИБДД нет нормы, обязывающей ГИБДД публиковать информацию о выданных автошколам заключениях на сайте Госавтоинспекции.

Нормативные акты нуждаются в корректировке

Эти и другие вопросы, возникающие в связи с новым порядком сдачи экзаменов на права, обсуждали в «Российской газете» эксперты и руководители автошкол.

Как следует из отчета встречи, представители автошкол и кандидаты в водители хотели бы понять, к кому придет ГИБДД принимать экзамен.

Сдать экзамен в ГАИ не выходя из стен родной автошколы – казалось бы, мечта любого кандидата в водители. Однако нормативные акты оказались неоднозначными. Они вызывают у экспертного сообщества немало вопросов.

Причем, по мнению экспертов, не только действующие документы нуждаются в корректировке и доработке, но требуются новые для полноценного оказания этих услуг. Поэтому обсуждение началось с темы аннулирования прав водителей, которое последнее время становится массовым явлением.

По данным только московской прокуратуры, в прошлом году было аннулировано 320 водительских удостоверений. Причиной стало то, что люди, получившие права, состояли на учете в нарко- и психдиспансерах. И это только по Москве.

Медицинские противопоказания – не единственный повод для аннулирования прав. Региональные прокуратуры направляют предписания для аннулирования и в случаях, когда автошкола, в которой обучался водитель, не имела лицензии или действующего заключения ГИБДД. Также аннулируют права, если выяснится, что свидетельство о получении образования водитель просто купил.

А эти люди были допущены к экзамену в ГИБДД и успешно его сдали. Хотя при таких противопоказаниях ни о каком экзамене и речи идти не должно.

На встрече поднимался и другой вопрос: автошколы могут остаться без заключения ГИБДД, а кандидаты в водители - без водительских прав. И дело тут не в том, что ГИБДД их плохо проверяет.

А в том, что у инспектора нет даже возможности проверить достоверность и подлинность предоставленных медицинских справок, свидетельств об образовании и лицензии автошкол.

Между тем еще в 2013 году должен был появиться реестр документов об образовании, который должен был создать Рособрнадзор по поручению правительства. В нем были бы все выданные свидетельства. И тогда проверить документы было бы проще простого. Купить такое свидетельство стало бы проблемой. А левая автошкола не смогла бы внести документ в реестр.

Реестр медицинских справок так и не появился

Тогда же Минздраву было поручено создать реестр медицинских справок, чтобы в ГИБДД с легкостью отличили бы подлинный документ от поддельного. А информация, состоит ли человек на учете в том или ином диспансере, была бы как на ладони.

Минздрав утверждает, что не может открывать врачебную тайну. Хотя от медиков никто не просит диагноз, а лишь подтверждение: годен или не годен, состоит, не состоит.

Этих реестров до сих пор нет. В итоге страдают люди. На дороги допускают наркоманов. А честные водители, отучившиеся в мошеннической школе, лишаются прав.

Некоторым автошколам придется снова получить заключение ГИБДД

Госавтоинспекция направила в подразделения письмо, в котором говорится, что готовится приказ о порядке проверки автошкол. Но при этом отменяется действие предыдущего письма, которым ранее этот порядок был установлен. То есть автошколы могут остаться без заключения ГИБДД. А кандидаты в водители - без прав.

Что же касается вступивших в силу приказов, то они не устанавливают обязанности ГИБДД принимать экзамен на базе автошколы, даже если она получила соответствующее заключение.

Таким образом, учебные заведения ставятся в неравное положение. К кому-то ГИБДД захотела прийти, а к кому-то нет. Эксперты видят в этом коррупционную составляющую. Понятно, что кандидаты предпочтут ту школу, в которую ГИБДД приходит.

Материалы по теме "Автолюбители и профессионалы"

Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...