В мае 2017 года вступили в силу два приказа МВД, устанавливающие требования к автошколам, в которых ГИБДД сможет принимать экзамены. В них подробно описаны также основания для ГИБДД для приема экзаменов в той или иной автошколе, а также дается разъяснение, какие документы автошколы должны для этого получить. Для получения права на прием экзаменов учебная организация должна иметь заключение ГИБДД. Итак, какие требования предъявляются к автошколам в 2017 году и как преодолеть сложности в сдаче экзамена на получение водительских прав?
Со вступлением в силу данных документов у кандидатов в водители появилась возможность официально сдавать теорию и практику вождения непосредственно в том учебном заведении, где проходили подготовку. При чем на тех же машинах.
Закон регламентирует требования к площадкам автошкол
Право принимать экзамены на базе автошкол у ГИБДД появилось после вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения. Правда, к этим автошколам в законе, а также в постановлении правительства прописаны довольно жесткие требования.
В то же время вступивший в прошлом году в силу административный регламент по приему экзаменов порядок взаимодействия с автошколами не предусматривал.
Таким образом ситуация складывается так, что до сегодняшнего дня ГИБДД активно использует для приема экзаменов площадки автошкол. Просто по той причине, что не у каждого экзаменационного подразделения есть свои площадки.
Тем более, что согласно регламенту, требования к этим площадкам довольно серьезные. Не у всякого подразделения МВД найдутся необходимые площади. Исключение из этого правила – Москва.
Понятно, что практически 80 процентов экзаменов на права принимается на машинах автошкол. Содержать на балансе МВД мотоциклы, легковушки, грузовики, автобусы и прицепы к ним довольно накладно. А в некоторых регионах попросту бессмысленно, если, например, на права категории «Е» к «D» – автобус с прицепом – хочет сдать один человек в полгода.
В то же время возможность такого взаимодействия прописана в законе о безопасности дорожного движения и постановлении правительства о выдаче водительских удостоверений.
Чем отличаются требования к автошколам от экзаменационных подразделений ГИБДД?
Как говорится в постановлении правительства, два экзамена, сдаваемых в автошколах, могут пойти в зачет при сдаче в ГИБДД. Но только в том случае, если речь идет об автоматизированных автодромах, которые заслужили такое право.
Для этого необходимо подтверждать высокий процент сдачи экзаменов. Не менее 80 процентов сдачи с первого раза теории и не менее 70 процентов. сдачи с первого раза площадки.
Эксперты отмечают, что в окончательном варианте из приказа по взаимодействию ГИБДД с автошколами исчезла ключевая норма: что при наличии у автошколы необходимых условий экзамены проводятся на ее базе. Именно эта норма обеспечивала удобство для кандидатов в водители, значительную экономию времени и доступность получения государственной услуги.
Паспорта и водительские права можно получить в МФЦ с 1 февраля
Разумеется, в рыночных условиях это может создать довольно серьезную проблему. Понятно, что наиболее выгодное положение будет у автошколы, на базе которой ГИБДД принимает экзамены. А у ее конкурентов, несмотря на то что они тоже соответствуют всем условиям, такого преимущества не будет.
По закону автошкола может подготовить соответствующую материально-техническую базу для приема экзаменов, вправе даже получить официальное заключение ГИБДД о ее соответствии установленным требованиям, но не вправе рассчитывать на гарантированный приход к ним инспектора для приема экзаменов. Но в приказах ГИБДД нет нормы, обязывающей ГИБДД публиковать информацию о выданных автошколам заключениях на сайте Госавтоинспекции.
Нормативные акты нуждаются в корректировке
Эти и другие вопросы, возникающие в связи с новым порядком сдачи экзаменов на права, обсуждали в «Российской газете» эксперты и руководители автошкол.
Как следует из отчета встречи, представители автошкол и кандидаты в водители хотели бы понять, к кому придет ГИБДД принимать экзамен.
Сдать экзамен в ГАИ не выходя из стен родной автошколы – казалось бы, мечта любого кандидата в водители. Однако нормативные акты оказались неоднозначными. Они вызывают у экспертного сообщества немало вопросов.
Причем, по мнению экспертов, не только действующие документы нуждаются в корректировке и доработке, но требуются новые для полноценного оказания этих услуг. Поэтому обсуждение началось с темы аннулирования прав водителей, которое последнее время становится массовым явлением.
По данным только московской прокуратуры, в прошлом году было аннулировано 320 водительских удостоверений. Причиной стало то, что люди, получившие права, состояли на учете в нарко- и психдиспансерах. И это только по Москве.
Медицинские противопоказания – не единственный повод для аннулирования прав. Региональные прокуратуры направляют предписания для аннулирования и в случаях, когда автошкола, в которой обучался водитель, не имела лицензии или действующего заключения ГИБДД. Также аннулируют права, если выяснится, что свидетельство о получении образования водитель просто купил.
А эти люди были допущены к экзамену в ГИБДД и успешно его сдали. Хотя при таких противопоказаниях ни о каком экзамене и речи идти не должно.
На встрече поднимался и другой вопрос: автошколы могут остаться без заключения ГИБДД, а кандидаты в водители - без водительских прав. И дело тут не в том, что ГИБДД их плохо проверяет.
А в том, что у инспектора нет даже возможности проверить достоверность и подлинность предоставленных медицинских справок, свидетельств об образовании и лицензии автошкол.
Между тем еще в 2013 году должен был появиться реестр документов об образовании, который должен был создать Рособрнадзор по поручению правительства. В нем были бы все выданные свидетельства. И тогда проверить документы было бы проще простого. Купить такое свидетельство стало бы проблемой. А левая автошкола не смогла бы внести документ в реестр.
Реестр медицинских справок так и не появился
Тогда же Минздраву было поручено создать реестр медицинских справок, чтобы в ГИБДД с легкостью отличили бы подлинный документ от поддельного. А информация, состоит ли человек на учете в том или ином диспансере, была бы как на ладони.
Минздрав утверждает, что не может открывать врачебную тайну. Хотя от медиков никто не просит диагноз, а лишь подтверждение: годен или не годен, состоит, не состоит.
Этих реестров до сих пор нет. В итоге страдают люди. На дороги допускают наркоманов. А честные водители, отучившиеся в мошеннической школе, лишаются прав.
Некоторым автошколам придется снова получить заключение ГИБДД
Госавтоинспекция направила в подразделения письмо, в котором говорится, что готовится приказ о порядке проверки автошкол. Но при этом отменяется действие предыдущего письма, которым ранее этот порядок был установлен. То есть автошколы могут остаться без заключения ГИБДД. А кандидаты в водители - без прав.
Что же касается вступивших в силу приказов, то они не устанавливают обязанности ГИБДД принимать экзамен на базе автошколы, даже если она получила соответствующее заключение.
Таким образом, учебные заведения ставятся в неравное положение. К кому-то ГИБДД захотела прийти, а к кому-то нет. Эксперты видят в этом коррупционную составляющую. Понятно, что кандидаты предпочтут ту школу, в которую ГИБДД приходит.