В России узаконят дороги из льда и снега

2632
4 минуты
В России узаконят дороги из льда и снега

Готовится новый ГОСТ для ледовых переправ и автозимников - дорог, пользоваться которыми можно только в холодное время года. Для чего разрабатывается данный стандарт и какую дорогу можно будет считать зимником?

Такой документ разработал Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по контракту с Роавтодором. Проект нового госстандарта называется «Дороги автомобильные общего пользования. Зимние автомобильные дороги (автозимники) и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания».


Данный документ необходим, чтобы упорядочить правила строения, содержания и пользования зимними дорогами. В нем раскрываются понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи, мари, перекатов.

Какую дорогу можно считать зимником

Так, теперь, в частности, появятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения. К примеру, максимальная скорость движения по зимнику может быть ограничена 70 км/ч, по ледовой переправе - 20 км/ч.

Если толщина льда около 2 м, то по нему  разрешат ездить 100-тонным грузовикам даже в оттепель. Для продления срока службы зимников ГОСТ рекомендует покрывать их мхом, опилками и пенопластом.

Как известно, временные зимники и ледовые переправы активно применяются на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, особенно в тех местах, где отсутствует другая дорожная сеть.

Общая их протяженность - более 22 тыс. км.

Зимником можно считать, к примеру, 836 км федеральной трассы А-331«Вилюй» и 12 км трассы Р-504 «Колыма». Движение по таким дорогам, как правило, открывается в начале декабря, закрывается в середине апреля.

Зимние дороги и ледовые переправы распространены на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Их общая протяженность в России - более 22 тысяч километров.

До сих пор актуальных норм по строительству и содержанию автозимников не существовало. Есть ряд методических рекомендаций, но вопрос в них раскрыт лишь частично. Многие нормы документов устарели, признают в Росавтодоре.

Первые шаги к устранению этого пробела уже делаются. В 2017 году правительство утвердило денежные нормативы для капремонта, ремонта и содержания 1 км дорог. Но для их применения нужны официальные нормативы, в том числе по зимникам и переправам.

По новому ГОСТу, зимник - это «сезонная автодорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, или проложенная по замерзшему льду рек и озер».

В документе раскрыты понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи, мари (виды торфяных болот), перекатов. Вводятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения (150–500 авто в сутки), периодичности эксплуатации (регулярные, временные и разового использования), расположения на местности (суховые и ледовые).

Правила движения по ледовым трассам

В то же время в зависимости от класса и типа автозимника двигаться по нему разрешается со скоростью до 70 км/ч. Ширина проезжей части зимника - 6–8 м, число полос движения - не меньше двух. Описана технология эксплуатации автозимников, которые могут работать весной и осенью: чтобы грунты не таяли, предлагается применять плотный снег, мох, опилки, утеплитель пеноплэкс.

Если следовать правилам нового ГОСТа, то места для ледовой переправы выбираются прежде всего исходя из толщины льда, для чего в нем бурят лунки.

Согласно новым нормативам, самый тонкий лед толщиной 18 см допустим, если планируется проезд гусеничных машин массой до 4 т при температуре –10 градусов и ниже. Если планируется проезд колесных грузовиков массой до 60 т при температуре –5 градусов и ниже - 100 см.

Во время оттепели и при проезде техники самый толстый лед должен быть 194 см. По нему можно пустить технику, масса которой вместе с грузом достигает 100-тонн.

А вот для льда морских заливов максимальная нагрузка должна быть снижена на 20% (соль снижает прочность льда). Большие ледовые переправы должны быть обустроены шлагбаумом и искусственным освещением (на съездах), светофором, биотуалетом, мусорным баком, передвижной электростанцией. Максимальная скорость движения на переправе - 20 км/ч, обгон и стоянка на льду запрещаются.

Для чего нужны регламенты для зимников и ледовых переправ

В Институте экономики транспорта ВШЭ разработку документа поддерживают. При крайне низкой плотности дорожной сети за Уралом, да и на севере европейской части России, без зимников мы не обойтись.

Коль скоро это объективная реальность, нужен стандарт, отвечающий современным условиям». Этой цели и служит новый ГОСТ. Допустим, тягач с тралом и грузом стоимостью 100 тыс. евро провалился под лед. Страховой компании нужно определить, кто виноват, с кого взыскивать ущерб, в таких ситуациях четкие нормативы пригодятся.

Может возникнуть и другая ситуация: подрядчик выиграл тендер на обустройство автозимника, а деньги все украл, проложив зимник в поле одним трактором. Чтобы выявить хищение, администрация должна руководствоваться каким-то стандартом.

Документ по строительству ледовых переправ проходит общественное обсуждение, в разработке участвуют ГИБДД, Ассоциация территориальных органов управления дорог (РАДОР), управление автодорог Якутии, ряд институтов.

В качестве альтернативы зимникам и ледовым переправам Минтранс видит новые дороги, которые будут строиться на частные средства. Для этого Госдума 25 июля приняла закон, позволяющий строить на Крайнем Севере платные трассы и мосты, у которых не будет бесплатных альтернатив (обязательное требование для остальной части России). Уже разработано 22 инфраструктурных проекта, в которые компании готовы вложить 400 млрд руб.

Материалы по теме "Дороги и дорожные знаки"

Рекомендуем

Загрузка...