На специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека эксперты обсуждали вопросы монетизации льгот на обеспечение лекарственными препаратами.
Мнение экспертов
Заместитель Министра здравоохранения Наталья Хоровая сообщила, что почти 76% льготников предпочли монетизацию льготы бесплатному лекарственному обеспечению. С 1 февраля 2018 года ежемесячная стоимость набора социальных услуг выросла до 1075 руб. Из этой суммы на покупку медикаментов предполагается выделение 828 руб. Итого монетизация обойдется стране в 118 млрд руб.
Наталья Хоровая отмечает, что действующая система противоречит страховому принципу предоставления лекарств. В результате, утверждает замминистра, образовался дефицит средств на закупку медикаментов для прочих льготников. Выходом из ситуации должна стать либо отмена монетизации льгот, либо совершенствование законодательства, включая сферы, регулируемые Постановлением о поддержке развития медпромышленности и улучшения лекарственного обеспечения.
С мнением Натальи Хоровой согласен и руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. Он говорит, что большая часть получателей денежной компенсации, являясь инвалидами, нуждается в постоянном приеме медикаментов, но система льготного обеспечения лекарствами создавалась, чтобы не только минимизировать проблемы со здоровьем у данной категории граждан, но и финансировать лечение в стационарах. Эксперты говорят, что лекарство, вовремя предоставленное пациенту, - это колоссальная экономия на оплате возможных будущих больничных листов и прибыль в виде налогов, которые заплатит гражданин, трудоспособность которого будет восстановлена путем своевременного оказания медпомощи.
Федеральные льготники против региональных
Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров полагает, что отказ получателей федеральных льгот от соцуслуг ради того, чтобы получать ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), приводит к ущемлению прав региональных льготников. Последние обладают правом на бесплатное лекарственное обеспечение только по п. 5 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Проблема заключается в том, что, например, инвалиды, дети-инвалиды, блокадники, участники и ветераны войн, "чернобыльцы" и "семипалатинцы" обеспечиваются лекарствами по двум основаниям.
Расходы на реализацию права на обеспечение медпрепаратами федеральных льготников в действительности финансируется из двух источников: из федерального бюджета (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи") и благодаря региональной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства РФ № 890).
Одновременно ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, а также беременные женщины и безработные вправе получать лекарственные средства и изделия медицинского назначения только за счет региональной программы помощи гражданам (абз. 4 п. 5 Постановления Правительства РФ № 890).
В результате федеральные льготники, отказавшись от права на получение лекарств по федеральной программе для того, чтобы получать ЕДВ, сохраняют право на лекарственное обеспечение за счет регионального бюджета. В итоге снижается объем финансирования на цели обеспечения лекарствами региональных льготников.
Выход из ситуации
Чтобы восстановить социальную справедливость и не допустить получения одной и той же меры соцподдержки по нескольким основаниям СПЧ предлагает исключить это дублирование, отменив Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.
Эксперты отмечают, что отсутствие достаточного финансирования либо перебои с оплатой поставок лекарственных средств – это и есть причина перманентного отсутствия медикаментов даже для терапии распространенных заболеваний по рецептам врачей: для диабетиков, онкобольных, астматиков и так далее.
Необходимо найти оптимальный баланс использования средств федерального и регионального бюджетов. Есть предложение по привлечению к финансированию обеспечения граждан лекарствами внебюджетных источников. Эксперты, в целом, предлагают изыскать другие источники обеспечения реализации права граждан на получение лекарств.