В каких случаях органы опеки могут отбирать детей у родителей?

2877
3 минуты
В каких случаях органы опеки могут отбирать детей у родителей?

Экспертное сообщество активно обсуждает необходимость корректирования ряда положений Семейного кодекса, включая установление ограничений и конкретизацию оснований для отобрания детей из семей.

Согласно действующей редакции ст. 77 Семейного кодекса органы опеки и попечительства уполномочены отбирать детей у родителей или других лиц, на попечении которых они находятся, при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. Данную норму предлагается дополнить уточнением о том, что решение об изъятии несовершеннолетнего может быть принято только при условии, что такая угроза вызвана именно противоправными действиями родителей.

Некоторые эксперты высказываются за то, чтобы в принципе не вмешиваться в семью кроме случаев, когда она находится в социально опасном положении, но в законе следует прописать конкретные характеристики такого положения. В действующем законодательстве даны размытые формулировки, благодаря которым и возможно необоснованно широкое толкование оснований для отобрания детей.

Критерии определения ситуаций, когда детей отбирают из семей, пребывающих в социально опасном положении, утверждены, например, региональными правилами взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так в подобном акте, действующем в Санкт-Петербурге, детей могут забрать ввиду недостатка заботы, что обусловлено болезнью, бедностью, неопытностью родителей или законных представителей, проживанием несовершеннолетнего в семье с наличием стрессовых факторов в период безработицы, финансовых проблем, неблагоприятных событий в жизни семьи и др.

Эксперты отмечают, что описанные ситуации случаются практически в каждой семье. Они предлагают отнести к социально опасным те семьи, члены которых страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, занимаются проституцией или бродяжничеством.

Если признают, что ребенок остался без попечения родителей, то преимущественное право опеки должно быть сохранено за родственниками, что позволит ребенку продолжить жить в привычной среде, утверждают правозащитники. Для близких ребенку людей следует установить упрощенный порядок оформления опеки. Причем это должно распространяться не только на родственников, но и, например, близких друзей семьи.

Также предлагается установить на федеральном уровне численность сотрудников органов опеки и попечительства, которые станут заниматься именно этими вопросами. Заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Алла Дзугаева ратует за определение зависимости числа штатных единиц от числа детей. Она предлагает передать судам полномочия по формированию правоустанавливающих документов в отношении вопросов назначения опекуна, по распоряжению имуществом несовершеннолетнего и т. д. А органам опеки и попечительства вменить в обязанность выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, проверку условий жизни подопечных и др.

Специалисты настаивают, что в вопросах, непосредственно касающихся судьбы ребенка, следует учитывать его мнение вне зависимости от возраста. Сейчас мнением несовершеннолетнего интересуются только тогда, когда ему исполнилось 10 лет. Интересы тех, кто младше, решаются взрослыми, потому, что в силу возраста, дети находятся под сильным влиянием близких. В таких случаях нередки ситуации, когда ребенок отказывается от общения, например, с отцом из-за давления матери. Если бы с малышами работали специалисты (психологи), они могли в ходе экспертиз, назначенных судом, установить истинные предпочтения несовершеннолетних.

Все перечисленные проблемы должен обобщить Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Данные формулировки будут использованы при написании закона о внесении изменений в законодательство, регулирующее отношения между детьми и родителями.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...