Президент утвердил поручения по поддержке семей с детьми. Кому ждать помощи от государства

5310
7 минут
Президент утвердил поручения по поддержке семей с детьми. Кому ждать помощи от государства

По итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Президент России Владимир Путин дал поручения соответствующим министерства и ведомствам.

Напомним, что все эти меры, направленные на повышение рождаемости и защиту детства, поддержку семей Владимир Путин озвучил 28 ноября, в тот же день президент встретился с лауреатами конкурса «Семья года».

Какие меры по поддержке семьи будут приняты до 15 февраля 2018 года

Согласно поручениям главы государства кремлевской администрации до 15 февраля 2018 года нужно обеспечить принятие целого ряда законов.

Так, с 1 января 2018 года должна появиться ежемесячная денежная выплата на первенца до того, как ему исполнится полтора года в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе на второй квартал предыдущего года.

По словам президента, средний размер пособия по стране составит
  • в 2018 году 10 523 руб.,
  • в 2019 году — 10 836 руб.,
  • в 2020-м — 11 143 руб.

С 1 января 2018 года также предусмотрена ежемесячная денежная выплата из средств материнского (семейного) капитала на второго ребенка до достижения им 1,5 лет в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе на второй квартал предыдущего года.

Заметим, что данные меры относятся к семьям с доходами на одного члена семьи не более 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе на второй квартал предыдущего года.

Третья мера касается продления срока действия программы маткапитала по 31 декабря 2021 года. С этой цель с 1 января 2018 года дополнительные направления его использования на: оплату дошкольного образования с двухмесячного возраста (срок - 31 декабря) и на ежемесячную выплату, о которой написано выше.

Причем, что особенно важно, правительство РФ должно до конца года обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на субсидирование с 1 января 2018 года семьям с двумя или тремя детьми процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам (займам).

Заметим, что готовящиеся документы коснутся кредитов, выданным российскими кредитными организациями и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на приобретение жилых помещений либо на рефинансирование ранее выданных таких кредитов. Заданный уровень ограничивается шестью процентами годовых в случае рождения второго или третьего ребенка в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Важно, что субсидии можно будет получить только при приобретении жилья на первичном рынке. Отдельно оговаривается и срок такого субсидирования для семей, в которых родился второй ребенок, – три года, для семей, в которых родился третий ребенок, – пять лет.

А к началу весны 2018 года правительству предписано утвердить программу по созданию дополнительных мест в организациях дошкольного образования, предусмотрев достижение к 2021 году 100-процентной доступности такого образования для детей от 2 месяцев до 3 лет, условия и порядок софинансирования расходных обязательств регионов.

К этому же сроку правительству совместно с региональными властями нужно утвердить программу развития материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций, а также порядок выделения средств из федерального бюджета на софинансирование этой программы в объеме до 10 млрд. рублей ежегодно с 2018 по 2020 годы.

Правительство РФ также должно ежегодно докладывать о ходе реализации мероприятий по «Десятилетию детства». При разработке плана мероприятий здесь следует дополнительно проработать вопросы о расширении применения статьи о принудительных мерах воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

В поручениях главы государства подчеркнута также необходимость внесения изменений в Семейный кодекс для защиты интересов несовершеннолетних, о целесообразности закрепления статуса Уполномоченного при президенте по правам ребенка федеральным законом.

Немалое внимание уделяется развитию индустрии детского туризма и детского отдыха, а также о разработке системы статистических показателей, характеризующих ход выполнения плана мероприятий. Причем первый доклад должен быть представлен уже в этом году.

Кроме того, Минобрнауки совместно с Минкультуры президент поручил к 20 марта 2018 года представить предложения о дополнении федеральных государственных стандартов общего образования разделом «Цивилизационное наследие России».

Глава государства также рекомендовал Совету Федерации до марта 2018 года внести предложения о создании органа общественного контроля за реализацией плана мероприятий в рамках «Десятилетия детства».

Дано поручение и властям регионов с неблагоприятной демографической ситуацией и величиной суммарного коэффициента рождаемости не больше 2,0, получающих софинансирование расходных обязательств, связанных с ежемесячной выплатой на третьего ребенка, рекомендовано издать нормативные правовые акты и осуществить эти выплаты с 1 января 2018 года.

Семейная арифметика:  как государство будет помогать детям

Важно отметить при всем этом, что новые меры демографической политики, вызванной «обострением» демографической ситуации в стране, дополнительных расходов не вызовут

Так, например, масштаб расходов на выплаты семьям по материнскому капиталу ограничен резервами президента и правительства в бюджете 2018–2020 годов – до 200 млрд руб. в год.

Что же касается материального обеспечения новых пособий на детей, предложенных президентом, то фактически речь идет об ограниченной оплате расширенного декретного отпуска до полутора лет семьям, для которых рождение ребенка резко увеличивает риск бедности. Выплаты будут почти равны прожиточному минимуму (порядка 30 процентов средней зарплаты) для семьи с одним неработающим и одним получающим зарплату менее 70 процентов среднероссийской (около 20 тыс. руб.) – или двух работающих с зарплатой около 10 тыс. руб.

К тому же, хотя выплаты по материнским сертификатам станут доступны до конца 2021 года, но, как и в случае с выплатами за первого ребенка, только для ограниченной категории семей они станут ежемесячными (судя по всему, тот же прожиточный минимум) – семья сможет потратить их на уход за ребенком.

Для семей, где с 2018 года родится второй или третий ребенок, станет доступно софинансирование ипотеки сверх 6% годовых. Программа будет срочной — правительство будет субсидировать семьи при рождении второго ребенка три года с даты выдачи кредита, а при рождении третьего ребенка — пять лет.

Но несмотря на кажущуюся масштабность предложенных мер, они затронут относительное небольшое число семей – из-за адресности. На сегодня в РФ около 6 млн семей с более чем двумя детьми, к малоимущим (доходы менее одного прожиточного минимума на человека) Росстат относит около 3,6 млн семей, и это частично пересекающиеся категории.

По оценке экспертов, в 2016 году, в РФ появилось 740 тыс. первенцев и 760 тыс. вторых детей, в следующие пять лет их число будет падать на 5–10 процентов в год (в основном в силу особенностей демографической пирамиды). Вряд ли из них более чем 100–200 тыс. будут отвечать критериям адресности – в основном такие семьи проживают в российской глубинке или на Северном Кавказе.

Что же касается новых ипотечных субсидий, то, по оценке Минстроя, могут в ближайшие пять лет охватить около 500 тыс. семей. Расходы на них оценить невозможно в первую очередь из-за неопределенности ипотечных ставок в 2018–2020 годах (сейчас они активно снижаются). По приблизительным оценкам, государство будет субсидировать не более трети ипотечной ставки — в пределе это несколько десятков миллиардов рублей в год.

Кстати, предварительные расчеты Минфина уже прозвучали: доплата за первого ребенка обойдется в 144,5 млрд руб. за три года, выплаты нуждающимся из маткапитала – в меньшую сумму (само по себе продление программы маткапитала немного дороже, но падение рождаемости снижает расходы, как и отказ Белого дома индексировать суммы – за счет каких резервов правительство будет выплачивать маткапитал, пока неочевидно).

В общем и целом все новые инициативы укладываются в объем бюджетного резерва расходов президента и правительства (в сумме около 250 млрд руб. в год) — и о каком-либо заметном макроэкономическом их воздействии говорить не имеет смысла.

Ожидать можно незначительного роста ритейла до 2020 года, небольшого увеличения темпов ипотечного кредитования (и некоторого роста стоимости недвижимости из-за роста спроса) и инфляции цен на услуги в образовании и здравоохранении.

Социологи спорят, насколько новые меры смогут выполнить свою прямую задачу – повлиять на уровень рождаемости в стране. Вопрос открыт. С 2007 года в РФ сделано немало исследований, доказывающих ограниченный эффект выплат на планирование семьи.

Впрочем, экономисты не считают происходящее бесполезным. Не факт, что новые меры позволят повысить рождаемость, но, по меньшей мере, они помогут предотвратить ее более глубокое падение. Адресная поддержка бедных семей более чем кстати, особенно на фоне падения доходов населения и маловероятного их восстановления в ближайшее время.

Как полагает Лилия Овчарова, директор по социальным исследованиям ВШЭ, президентская программа, видимо, вызовет сокращение числа бедных – исходя из оценки числа бедных семей в РФ в 5,2 млн, надеется, что новые меры выведут из бедности порядка 3 млн семей. Субсидирование ипотеки как продемографическая мера, впрочем, эксперта удивляет: исследования ВШЭ показывают, что в РФ семьи с ипотекой откладывают рождение детей, а не инициируют его.

Материалы по теме "Пособия и субсидии"

Рекомендуем

Загрузка...