В России могут появиться пособие по бедности и социальный реестр. Как изменится оценка бедности

5298
11 минут
В России могут появиться пособие по бедности и социальный реестр. Как изменится оценка бедности

Ученые РАНХиГС пришли к выводу, что для снижения числа малоимущих в России необходимо ввести пособие по бедности в размере дефицита дохода. Ежемесячная выплата позволит снизить бедность семей с детьми в 1,7 раза, это потребует около 520 млрд руб.

Пособие по бедности, которое обеспечивало бы доведение доходов нуждающихся семей до национальной черты бедности — величины прожиточного минимума, должно быть адресное. Такой вывод следует из доклада «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность», подготовленного экономистами РАНХиГС.

Из расчетов экономистов следует, что предоставление ежемесячного пособия бедным семьям с детьми в размере дефицита их денежного дохода (но не менее 1 тыс. и не более 10 тыс. руб.) позволит снизить бедность среди домохозяйств с детьми в 1,7 раза (бедность всех домохозяйств — в 1,5 раза).

Ученые делают вывод, что для решения проблемы детской бедности нужны дополнительные финансовые средства из федерального бюджета — на выплаты адресного пособия по бедности семьям с детьми потребуется около 520 млрд руб. ежегодно.

По расчетам Минтруда, чтобы довести доходы всех россиян до уровня прожиточного минимума, необходимо 750–800 млрд руб.

Как известно, Президент России Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что действующих мер недостаточно для достижения этой цели и правительство обсуждает с экспертами дополнительные инструменты поддержки граждан.

Как свидетельствует Росстат, за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

По данным статистики, в целом по стране риск относительной доходной бедности испытывают 22,1% населения. Это означает, что каждый пятый гражданин имеет доход, не превышающий 60% медианного дохода в стране.

Для чего нужен социальный реестр россиян

Главная задача, которую предстоит решить для сокращения бедности в России – усиление адресности социальной защиты, чтобы помощь государства получали наиболее нуждающиеся граждане.

Экономисты РАНХиГС считают, что относительная экономия бюджетных средств, возникающая при расширении адресности, должна направляться на увеличение размеров социальной поддержки.

Основой для усиления адресности должно стать создание социального реестра получателей социальной помощи, который содержал бы в себе информацию о гражданине, его семье, источниках их доходов и имуществе, а также их социальном статусе (включая статус занятости, принадлежность к льготной категории).

Источниками данных для социального реестра станут сведения, имеющиеся в Пенсионном фонде, ГИБДД (информация о движимом имуществе), Росреестре (о недвижимом имуществе), Федеральной налоговой службе (информация о налоговых отчислениях для оценки уровня доходов) и других ведомствах.

Пересмотр мер социальной поддержки

Для улучшения ситуации экономисты предлагают создать комплексную систему социального сопровождения бедных семей с учетом их нуждаемости, включающую предоставление денежных выплат и необходимых социальных услуг, способствующих выходу семьи из трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем авторы доклада говорят о необходимости ревизии и корректировки существующих мер социальной поддержки. Они предлагают:

  • внедрить критерии нуждаемости в меры социальной поддержки федеральным и региональным ветеранам труда, сельским специалистам и другим категориям «заслуженных» льготников;

  • установить мораторий на новые меры социальной поддержки пожилым людям без применения критериев нуждаемости;

  • ввести дополнительные требования к занятости получателей социальных пособий;

  • отменить распространение мер поддержки на членов семьи отдельных категорий льготников;

  • ввести как минимум ежегодную перерегистрацию получателей адресных социальных пособий;

  • ужесточить санкции за предоставление ложной информации и несвоевременное оповещение о изменениях жизненной ситуации к лучшему.

Понятно, что задачу снижения уровня бедности невозможно достичь только посредством предоставления адресных мер социальной поддержки — необходим рост реальных денежных доходов и, в первую очередь, реальных заработных плат.

По расчетам специалистов, для двукратного сокращения бедности рост реальных доходов должен составлять не менее 5% в год.

Однако в среднесрочной перспективе такого значимого роста реальных доходов не ожидается. По прогнозу Минэкономразвития, реальные доходы в 2019 году увеличатся на 1%, а затем их рост ускорится - до 2,2% к 2021 году.

Что сделают власти для сокращения бедности в два раза

Минтруд выбрал восемь регионов для запуска пилотных проектов, чтобы найти универсальные механизмы борьбы с бедностью. Результаты эксперимента будут развернуты по всей стране, чтобы сократить число бедных в два раза.

Таким образом, в России стартуют пилотные проекты для анализа главных причин бедности россиян и разработки универсальных механизмов в борьбе с ней.

Как сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами и построению для них траекторий выхода из бедности пройдет в восьми регионах.

Пилотными регионами стали Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Приморский край, Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области. Для эксперимента были отобраны регионы с разной численностью граждан с доходами ниже прожиточного минимума из разных федеральных округов.

Известно, что реализация пилотных проектов пройдет по 30 ноября 2019-го и будет разделена на четыре этапа. Все ресурсное обеспечение (организационное, технологическое и финансовое) будут осуществлять сами регионы, следует из приказа Минтруда.

Основные этапы эксперимента по сокращению бедности

На первом этапе, по март 2019 года, в регионах планируется провести оценку реального уровня и структуры бедности, а также выявить основные ее причины: уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.

За это время будут также определены периоды пребывания россиян в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств), а также проанализированы особенности бедности в городах и сельской местности.

Пилотные проекты помогут выбрать самые эффективные инструменты социальной поддержки, благодаря которым россияне быстрее всего выходят из бедности.

Предполагается также отдельно разобраться с тем, почему не все малоимущие граждане получают помощь от государства, и изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается.

На втором этапе пилотных проектов, с марта по июнь 2019 года, начнется подготовка предложений о создании в регионах реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Также будут рассмотрены предложения о создании системы мониторинга уровня жизни всего населения «с целью своевременного принятия адекватных мер по его повышению».

На данном этапе Минтруд планирует подготовить предложения и о создании системы мониторинга самозанятого населения (предполагается, что речь идет о занятых в неформальном секторе — около 14 млн человек, по данным за сентябрь 2018 года).

С июня по сентябрь 2019 года будет проведен третий этап пилотных проектов. В этот период планируется разработать предложения относительно модернизации системы пособий на детей, а также развития мер для поддержки семей с детьми.

Предполагается также проработать новые инструменты социальной адаптации нуждающихся граждан (обучение, социально-психологическая работа с детьми и подростками из малоимущих семей и иное). Минтруд также намерен разработать механизмы предотвращения социального иждивенчества.

В рамках пилотных проектов предполагается расширить практику оказания государственной помощи на основании социальных контрактов. Минтруд намерен проработать с Минфином вопрос финансирования госпомощи через соцконтракты из федерального бюджета, говорил Топилин.

Сейчас расходы на материальную помощь в рамках соцконтрактов финансируются полностью из бюджетов регионов. Соцконтракт — это соглашение между малообеспеченным гражданином и органом соцзащиты: средства соцконтракта (в среднем 35 тыс. руб., в некоторых регионах — более 100 тыс. руб.) можно направить на развитие личного подсобного хозяйства (строительство или ремонт хозяйственных построек, приобретение скота), открытие собственного дела (парикмахерские, авторемонтные, ветеринарные услуги, пошив и ремонт одежды) и т.д.

Во время финального, четвертого этапа, с сентября по ноябрь 2019 года, будут разработаны методические рекомендации по принятию в регионах программ сокращения бедности и внесению изменений в федеральное законодательство.

Как снижалось количество бедных в России

Официальное количество бедных в России, то есть граждан с доходами ниже прожиточного минимума, планомерно сокращалась с 2003 года, достигнув минимальных значений в 2012 году. Тогда численность граждан, живущих в бедности, составила 15,4 млн человек, или 10,7% населения.

С 2013 года уровень бедности в стране вновь начал расти. По итогам 2017 года за чертой бедности жили 19,3 млн россиян (13,2% населения).

Одной из национальных целей развития страны, поставленных в майском указе президента 2018 года, стало двукратное снижение уровня бедности к 2024 году.

В то же время вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что действующие меры пока не дают возможности добиться сокращения числа бедных в два раза, поэтому в 2019 году социальный блок правительства представит дополнительные меры по поддержке граждан.

Анализ потребительского благополучия россиян, проведенный экспертами РАНХиГС, показал, что 22% граждан находятся в зоне бедности, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания.

«Значительная часть людей в зоне бедности вынуждены выбирать — купить минимальный набор самых простых продуктов (например, картофель, морковь, хлеб) или самые дешевые, но необходимые лекарства», — объяснил один из авторов исследования.

Большинство россиян вынуждены экономить, а в зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% — столько россиян сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.

Как изменится методика оценки бедности

С 2020 года Росстат планирует проводить исследования уровня бедности в России по модернизированной методике, сообщили РБК в Минтруде. Проведенный в ведомстве анализ текущей методики показал необходимость расширить выборку респондентов, включив в неё женщин с детьми до 6 лет. Эта категория находится в зоне риска, переход на новую методику может повысить общий показатель числа бедных в стране, отмечают эксперты.

«Росстат планирует дополнить выборку теми категориями, которые сейчас не представлены в исследовании. Например, женщины с детьми до шести лет», — сообщили в министерстве. Подготовительные мероприятия по переходу на новую методику будут завершены в этом году.

Президент Владимир Путин в майском указе 2018 года поставил задачу добиться двукратного снижения уровня бедности к 2024 году. По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 19,6 млн россиян имели доходы ниже прожиточного минимума, что составляет 13,3% населения. Прожиточный минимум в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб.

Модернизация методики может повысить общий показатель количества бедных в стране, предупредила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Из всех семей с детьми эта категория (женщины с детьми до шести лет) наиболее уязвима.

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил, что для сокращения числа бедных граждан в два раза потребуется «прорыв». По его словам, около 80% семей за чертой бедности, — это семьи с детьми.

«Усилия должны концентрироваться на семьях с двумя детьми и многодетных семьях», — подчеркнул министр.

Включение в выборку женщин с детьми до шести лет связано с тем, что эта категория находится в группе риска бедности, объяснила Малева.

«Государство стимулирует рождение детей, но социальная поддержка семей с детьми очень неравномерна по возрасту: она предоставляется семье до достижения ребенком полутора лет, но затем резко происходит снижение доходов семьи. До школы продержаться сложно», — рассказала Малева.

Начиная с семи лет дети поступают в школу, где для учеников из низкообеспеченных семей действуют меры социальной поддержки, например, бесплатное питание, проезд и т.д.

С 2018 года малоимущие семьи получили право на пособие при рождении первого и второго ребенка. Размер выплаты равен прожиточному минимуму ребенка, установленному в регионе. В целом по стране за второй квартал 2018 года он составил 10 390 руб.

Такая выплата на детей является адресной: на нее могут рассчитывать только семьи, чьи среднедушевые доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения. Пособие предоставляется до достижения ребенком полутора лет.

Что такое абсолютная и относительная бедность

На сегодня уровень бедности (численность и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) определяется на основе выборочных обследований бюджетов домохозяйств, которые проходят ежеквартально.

Обследование охватывает 48,5 тыс. домохозяйств. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе принципов случайного отбора. Обследование основывается на данных интервью членов домохозяйств и ведении ими записей обо всех текущих расходах.

До сих пор при подсчете числа малоимущих в России используется концепция абсолютной бедности, когда доходы населения соотносятся с установленным минимумом средств существования (прожиточным минимумом).

Альтернативой может послужить концепция относительной бедности, при которой доходы соизмеряются с их медианным значением.

Данная концепция распространена в странах ОЭСР и Евросоюза. В качестве порога относительной бедности используется располагаемый доход, который составляет 60% от национального медианного дохода.

Когда бы Россия перешла на европейскую линию бедности (60% медианного дохода), то уровень бедности повысился бы до 21,3%, оценивает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

Еще один важный критерий бедности — дефицит доходов бедных (то есть сколько денег понадобилось бы для того, чтобы ликвидировать бедность). В 2017 году этот показатель составил 717 млрд руб. В декабре 2018 года Топилин оценил объем дефицита дохода в 750–800 млрд руб.

Только точно зная распределение дефицита доходов бедных, можно понять глубину бедности и, соответственно, оценивать эффективность программ помощи. Например, как считает Овчарова, для беднейших семей с максимальным дефицитом доходов даже существенное увеличение выплат мало влияет на снижение уровня бедности, но сокращает дефицит доходов

Вице-премьер Татьяна Голикова предложила переосмыслить подходы к измерению бедности в России и усовершенствовать стандарт его оценки. В Минтруде создана рабочая группа, которая к 2020 году должна представить новый подход к определению понятия бедных семей.

Материалы по теме "Пособия и субсидии"

Рекомендуем

Загрузка...