В России готовы смягчить условия наказания для осуждённых

1894
5 минут
В России готовы смягчить условия наказания для осуждённых

На «круглом столе», проходившем в верхней палате парламента, сенаторы и эксперты предложили судам более тщательно исследовать доказательства, необходимые для заключения под стражу подозреваемых, а прокуроров наделить возможностью налагать вето на ходатайство следователя о такой мере пресечения.

Тема заключения под стражу в качестве меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых в уголовных преступлениях, помещение их в следственный изолятор (СИЗО) не первый год находится в центре внимания СМИ, экспертов и всего российского общества.


«Мы эту проблему увидели и в Послании Президента от 20 февраля, и на «Прямой линии» с главой государства 20 июня. В связи с ней появился перечень поручений президента, адресованных Генпрокуратуре и ряду других ведомств», - сообщил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Карлин.

Мера пресечения для подозреваемых будет пересмотрена

Парламентарий высказал мнение о том, что действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

«Здесь большое поле деятельности и для специализированных научных и образовательных учреждений в системах прокуратуры, МВД, Следственного комитета, других ведомств с точки зрения совершенствования содержания и характера методических и других документов», - указал Карлин.

В то же время член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Генри Резник заметил, что избыточное применение меры пресечения в виде содержания под стражей нарушает два конституционных принципа - принцип уважения и достоинства личности и принцип презумпции невиновности.

Вице-президент Адвокатской палаты Москвы предложил более тщательно исследовать основания для избрания той или иной меры пресечения для того, чтобы исправить ситуацию.

«До сих пор избирается мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении достаточно приличного количества лиц при отсутствии доказательств, которые бы обосновывали то подозрение, которое выдвинуто в пользу лица. Поэтому нужно чётко сказать, что при избрании меры пресечения у нас должно быть мини-судебное разбирательство с полным процессом доказывания», - полагает Генри Резник.

С ним согласен профессор кафедры уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы Российского государственного университета правосудия Геннадий Загорский.

«Надо тщательно исследовать доказательства - может ли обвиняемый скрыться, действительно ли он способен угрожать свидетелям или оказывать давление на следственную группу. Надо более чётко прописать в законе предмет доказывания по уголовному делу и то, как суд должен изучать доказательства», - предложил Загорский.

По состоянию на июнь 2018 года в следственных изоляторах содержалось 100,3 тысячи человек, или 77,9 процента от установленного лимита.

Роль прокурора при избрании меры пресечения усилят

Ещё одна «неприглядная картина», которую обозначили участники «круглого стола», - это характерная для современных российских судов ситуация, когда суд разрешает споры между двумя представителями стороны обвинения, то есть когда следователь и прокурор расходятся в своей позиции.

Данную проблему можно решить только наделив прокуроров правом согласовывать ходатайство следователя на возбуждение судом меры пресечения. «Безусловно, надо усилить роль прокурора при избрании меры пресечения.

Генри Резник считает, что именно прокурор - хозяин обвинительного преследования».

Позицию адвоката поддержали в Генеральной прокуратуре.

По мнению начальника правового управления ведомства Артура Завалунова, для того чтобы создать дополнительные гарантии по охране прав и свобод гражданина и исключить случаи необоснованного преследования, необходимо наделить прокуроров правом согласовывать ходатайство следователя на возбуждение перед судом об избрании меры пресечения.

Официальная позиция Генпрокуратуры такова: если прокурор будет иметь право давать согласие либо отказывать следователю в ходатайстве, перед тем как он направит его в суд, это минимизирует соответствующие риски и создаст дополнительные условия для того, чтобы не нарушались конституционные права и свободы гражданина.

Артур Завалунов добавил, что «если мы хотим жить в правовом государстве, то нужно, чтобы прокуратура превратилась в правозащитный механизм».

Кто сможет отбывать наказание вблизи от дома

Преступников собираются отправлять в колонии, расположенные в регионах проживания их близких родственников. Такие поправки в Уголовно-исполнительный кодекс обсудили на заседании

 Но этими послаблениями не смогут воспользоваться приговорённые к пожизненному заключению за терроризм и особо тяжкие преступления.

Документ разработан при активном участии уполномоченного при Президенте РФ по правам человека Татьяны Москальковой. Также сама идея отбывания заключённых рядом с местом проживания родственников выражалась в решениях Европейского суда по правам человека

Данный законопроект - важный шаг к гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, поддержала поправки первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

По мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Афанасьевой, смягчение условий наказания поможет сохранить многие семьи.

 «Легче будет поддерживать связи между родителями и детьми, мужьями и жёнами - ведь нередко после суда и отправки человека в колонию люди разводятся, в том числе из-за того, что нет возможности чаще навещать близких в исправительном учреждении», – полагает сенатор.

Парламентарий при этом делает оговорку на то, что каждый случай гуманизации нужно рассматривать индивидуально, с учётом степени тяжести совершённых правонарушений.

«Если по закону будет возможность отбывать наказание в своём регионе, родственникам не придётся бегать и давать взятки ради такого решения. Или как раньше было: сидит на одной зоне, а потом с помощью неких переводов он оказывается у себя в регионе. И мы понимаем, что, наверное, какой-то элемент материальной составляющей для решения этого вопроса тоже был», - отметила Афанасьева.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...