Поставщики коммунальных услуг с 2014 года имеют право передавать сведения о злостных неплательщиках за жилищно-коммунальные услуги в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Данные этого ведомства свидетельствуют, что почти 80% граждан, являющихся злостными неплательщиками за услуги ЖКХ, с нарушениями обслуживают и свои кредитные обязательства.
К 1 июля 2016 года 50 поставщиков коммунальных услуг передали в НБКИ информацию о более чем 6 тысячах граждан, в отношении которых имеются не исполненные судебные решения о взыскании долга за поставленные услуги. При этом средний размер долга, подлежащего взысканию, составляет 44,5 тысячи рублей.
Интересно, что среди этих злостных неплательщиков более 70% являются активными заемщиками. В среднем такой гражданин взял девять кредитов, из которых три являются активными и в настоящее время.
Наиболее популярные типы займов у неплательщиков – потребительские кредиты и кредитные карты. Хуже всего должники за ЖКУ рассчитываются за автокредиты. Примечательно, что займы микрофинансовых организаций (МФО) эта категория заемщиков выплачивает относительно дисциплинированно – просрочки зафиксированы лишь по 8,33% активных займов.
Гендиректор НБКИ Александр Викулин комментирует: «Передача данных о долгах граждан за коммунальные услуги – важный шаг к повышению платежной дисциплины. Первые результаты применения данной новеллы законодательства говорят о ее полезности, причем как для кредиторов, так и для поставщиков услуг.
Эта инициатива может быть расширена в сторону передачи в НБКИ положительной информации о платежной дисциплине россиян. Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования».