Учителей проверят на компетентность и присвоят оценят уровень знаний и профессионализма. Что такое компетентность и какие уровни могут быть присвоены учителям? Каких учителей проверят в первую очередь, что включает в себя программа проверки оценки качества профессионализма учителей?
На Межрегиональной конференции по оценке качества образования "Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы (скачать)" была представлена модель уровневой оценки компетенций учителей и планы ее апробации с участием учителей русского языка и математики в 2017 году.
Модель представляли сотрудники РГПУ им. Герцена Светлана Анатольевна Писарева, директор института педагогики, и Виктория Игоревна Снегурова, заведующая кафедрой методики обучения математики и информатики.
Что такое компетентность?
Под компетенцией в самом общем плане понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Перечень компетенций
Данный перечень можно представить следующим образом:
-
когнитивная компетенция, предполагающая использование теорий и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные в собственном опыте;
- функциональная компетенция (умения и ноу-хау), т.е. то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере;
-
личностная компетенция, предполагающая проявление этической позиции, отражающей наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Компетенции формируются и проявляются в процессе решения жизненных и профессиональных задач разного уровня сложности с использованием определенных ресурсов. Решение задач позволяет выявить совокупность этих трех компетенций, которые характерны для любой профессии, т.к. оценивается
-
знание,
-
умение применять эти знания
-
личностное отношение
Согласно этой модели оценка компетенций учителя должна происходить в три этапа:
- Диагностическая работа
- тестирование (min 10 заданий – 2 часа для выполнения, время фиксировано);
- решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи – 2 часа для выполнения, время фиксировано);
- решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя – по содержанию может быть связана с уроком – 1 – 5 дней).
- Опросник для учителей - участников апробации, включающий не менее 15 вопросов, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.;
- Видеотрансляция или видеозапись урока, позволяющая более точно оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы.
Авторы модели считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей.
По результатам диагностической работы тестируемый учитель может получить один из трех уровней диагностируемых компетенций:
- Уровень I. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ), умеет привести примеры из реального педагогического опыта.
- Уровень II. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в измененной ситуации, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.
- Уровень III. Умеет решать задачи, связанные со знанием предмета и методикой преподавания предмета, в рамках программы (программ) в ситуации неопределенности условий задачи, умеет привести соответствующие примеры из реальной практики.
Диагностическая работа: профессиональная задача
Шаги, которые приведут к решению:
- Сформулируйте конкретную задачу, которую вам необходимо решить в данной ситуации.
- Какую информацию и из каких источников вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами вы при этом будете пользоваться?
- Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения.
- Предложите решение задачи в виде плана урока с указанием элементов предметной среды, используемых на каждом этапе урока для каждого класса.
- Аргументируйте предложенное решение.
- В каких еще ситуациях применимо предложенное решение?
- Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения.
Примеры ситуаций
- В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?
- Вы учитель — ответственный за подготовку и проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.
Результаты выполнения первой части диагностической работы являются основанием для вывода о достижении учителем базового (порогового) уровня профессиональной компетенции.
Минимально необходимое количество баллов равно 13.
При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки.
Матрица оценки уровней компетенций по результатам решения заданий диагностической работы
|
I Уровень |
II Уровень |
Уровень III |
МЗ 1 (5 баллов) |
Решена полностью — 5 баллов |
||
МЗ 2 (5 баллов) |
Не менее 3 баллов |
Решена полностью — 5 баллов |
|
МЗ 3 (5 баллов) |
Не менее 3 баллов |
Не менее 4 баллов |
Решена полностью 5 баллов |
ПрЗ (15 баллов) |
0 – 4 баллов |
5 – 7 баллов |
8 – 10 баллов |
Сумма баллов |
Не менее 15 баллов |
Не менее 21 балла |
Не менее 25 баллов |
Процедура апробации. Прохождение процедуры исследования участником
В личном кабинете на портале ABBYY Мониторинг участник приступает к прохождению каждого этапа исследования:
- Заполнение опросника – внесение контекстной информации о себе
- Тестирование - выполнение заданий, подразумевающих краткий ответ в виде онлайн тестирования
- Решение методических задач
- Решение профессиональной задачи
- Загрузка видеозаписи урока
- Просмотр результатов
Оценивание
- Первая часть ДР оценивается автоматически.
- Вторая часть ДР оценивается экспертами на основе предложенных критериев.
- Профессиональная задача оценивается экспертами на основе предложенных критериев.
- Видеозапись урока оценивается экспертами на основе предложенных критериев.
Осенью 2017 года апробация пройдет в 13 регионах: Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области. В апробации примут участие 2281 учитель русского языка и 2263 учителя математики.