Что нового в учебном процессе, сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2018 году, программы для учителей


6 Сентября 2017
Просмотров: 3937

Какие новые предметы уже введены и как будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ в 2018? Какие экзамены будут сдавать выпускники девятых и одиннадцатых классов? Что такое дорожная карта учительского роста? Что еще нового в образовательных учреждениях в 2018 году? В каких классах проведут контрольные работы, анкетирование в рамках НИКО в 2018-2019 годах, в каких классах и по каким предметам?

Что нового в учебном процессе, сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2018 году, программы для учителей

Изменения в средней общеобразовательной школе в 2017-2018 году уже начались. Это применение во всех школах страны Федеральных образовательных госстандартов (ФГОС скачать), начался переход на повсеместную печать экзаменационных материалов (кимов) в пунктах проведения экзаменов, а также корректировка критериев и уточнение формулировок заданий по русскому языку, литературе, химии и информатике. Как обновится учебный процесс средней школы в этом году? Какие новые предметы уже введены и как будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ в 2018? Какие экзамены будут сдавать выпускники девятых и одиннадцатых классов? Что такое дорожная карта учительского роста? Что еще нового в образовательных учреждениях в 2018 году? В каких классах проведут контрольные работы, анкетирование в рамках НИКО в 2018-2019 годах, в каких классах и по каким предметам?

Более подробно о том, что будет представлять из себя апробация уровневой оценки компетенций учителей, как будет оцениваться компетенция учителей и сроки проведения читайте далее>>

По данным Министерства образования и науки РФ, в этом учебном году за парты сели 15 миллионов учеников плюс 5 миллионов студентов вузов и два миллиона учащихся колледжей.

Что нового в учебном процессе?

1. В школы возвращается предмет «Астрономия».

2. Девятиклассников привлекут к участию в апробации устного экзамена по русскому языку. ФИПИ уже представил проект устной части экзамена. Она может состоять из трех заданий или проводиться в виде беседы на заданную тему.

3. Начнется апробация обязательного ЕГЭ по истории. В ней примут участие регионы Центрального округа.

4. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по литературе может стать абсолютно творческим, без тестов, кратких ответов и дотошной проверки знаний фактов. Пока новый вариант экзамена только обсуждается. В демоверсии во всех заданиях от ученика требуется дать связный письменный ответ, аргументируя свою позицию.

5. В школах снова появится психологи и логопеды. Сегодня их остро не хватает, один психолог приходится на 850 школьников и на 450 дошколят.

6. Учеников начальных классов начнут учить кибербезопасности. Затем эта тема продолжится на уроках информатики, обществознания, права, ОБЖ.

В образовательных стандартах появятся требования к результатам обучения, в том числе касающиеся безопасного Интернета.

7. В каждой школе откроются не менее пяти бесплатных кружков по интересам.  Причем один из них – шахматный. Почему выбор пал именно на шахматы? Эта игра учит сначала думать, а потом делать.

Изменения в ЕГЭ 2018

ФИПИ, подведомственный Рособрнадзору, предлагает внести несколько изменений в процедуру сдачи экзаменов для 11-х классов в 2018 году. Проекты документов размещены на сайте ФИПИ.

«В экзаменационной работе ЕГЭ по литературе уточнены требования к выполнению двух заданий и введена четвертая тема сочинения», - говорится в пресс-релизе Рособрнадзора.

В экзаменационную работу по физике добавлено одно задание базового уровня, проверяющее знание элементов астрофизики. В работу по химии добавлено одно задание высокого уровня сложности с развернутым ответом.

«В экзаменационную работу по русскому языку включено задание базового уровня, проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка», - сообщает Рособрнадзор.

Никаких изменений не предполагается в материалах к ЕГЭ по биологии, географии, истории, математике и иностранным языкам.

Введение шахмат в виде предмета или кружка

Надо отметить, что эксперимент по обучению этой интеллектуальной игре идет в 250 московских школах, а также в некоторых других регионах России – Ульяновской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Всего задействовано семь регионов. В ближайшее время в проекте будут участвовать 500 школ, в том числе – из Калужской, Ленинградской, Кировской областей, Чувашии, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Не случайно именно эти регионы чаще всего «выдают» победителей и призеров Всероссийских и международных олимпиад школьников по математике, информатике, физике. Кроме того, шахматы могут стать обязательными во всех детских садах Москвы.

Как рассказал журналистам директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи минобрнауки Игорь Михеев, у нас в стране 42 тысячи школ, и нам хотелось бы, чтобы по итогам учебного года в каждой школе хотя бы был такой кружок для детей разных возрастов. В этом году надо сделать все, чтобы в каждой школе были такие кружки. Следующий этап – шахматные уроки.

Программа для начальной школы по шахматам уже разработана, есть учебник и даже рабочая тетрадь. Для школ, которым негде проводить третий урок физкультуры, шахматы стали бы идеальным выходом из ситуации.

Однако учебно-методического комплекта нет в федеральном перечне учебников. Значит, за счет бюджета школа купить книги не сможет.

В то же время есть и другие нюансы: как только шахматы появятся в расписании и станут обязательным предметом, нужно будет проводить аттестацию и измерять качество знаний. Ставить оценки, зачет-незачет за победы? А как оценить поражение? Не ясно, кто будет готовить учителей к преподаванию шахмат.

Есть предложения о том, чтобы в программы педвузов включать дополнительные занятия по обучению игре в шахматы.

Выходом из ситуации могло быть открытие в школе кружка шахмат. Тогда сложностей было намного меньше. Достаточно купить демонстрационную доску, электронные часы, шахматные фигуры и доски, проектор, комплект наглядного оформления.

Так, например, в московской школе 2101 уроки шахмат сделали обязательными для учеников с 1 по 4-й классы, а ученикам постарше предложили кружок.

Чтобы заинтересовать детей такими занятиями младших школьников, достаточно организовать их участие в соревнованиях. Старших привлечет прибавка баллов за победы к ЕГЭ. Кстати, в Минобрнауки сейчас обсуждается вопрос об учете в портфолио шахматных олимпиад. Они смогут дать до 5 баллов к ЕГЭ.

На сегодня шахматную тему обсуждают эксперты. Возникает вопрос, кто, как и на каких занятиях должен преподавать шахматы? Можно ли заменить физкультуру шахматами? Стоит ли ставить оценки за гамбиты и маты? Сколько и чего должна купить школа, которая открывает шахматный кружок?

Как считает проректор по межрегиональной и международной политике МПГУ Людмила Дудова, первые итоги апробации показали: уроки шахмат должны вести педагоги начальных классов или учителя физкультуры. Очень полезно обучать детей игре еще в дошколке. Например, с пяти лет.

По мнению специалистов, шахматы могут сделать спокойнее и усидчивее даже гиперактивного ученика. К тому же, это единственный нетравматичный вид спорта.

Что еще нового в образовательных учреждениях в 2018 году?

Колледжи и вузы: что изменится в обучении?

Значительные изменения учебного процесса коснутся колледжей и вузов. У них появятся новые задачи и цели.

1. 1000 колледжей будут работать по стандартам Вордскиллс и предлагать 50 топовых профессий. В колледжах будет проводиться демонстрационный экзамен, и в регионах откроется 7 центров профессиональных компетенций, которые станут площадками для подготовки к конкурсам профмастерства и современными лабораториями для освоения рабочих профессий.

2. В 18 вузах будут созданы условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Впервые в стране пройдет Всероссийский съезд дефектологов.

3. В вузах появится новая программа «предпринимательское дело».

4. Целевиков, которые не вернутся работать домой, могут обязать возвращать не только все дополнительные стипендии от регионов, которые им выплачивали, но и всю стоимость обучения - поправки к закону об образовании сейчас обсуждаются.

Российские школы сменят подчинение

Министр образования России Ольга Васильева анонсировала передачу школ от муниципальных властей региональным. Реформа начнется с пилотного проекта: 16 регионов уже изъявили желание в нем участвовать, а в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге он уже начался.

Муниципальное подчинение школ мешает Минобрнауки влиять на то, что в школах происходит. «Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону»,— сказала госпожа Васильева.

Минобрнауки планирует открыть детские телестудии во всех школах России

Первая часть этого телевидения - единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы , которые нас интересуют, прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты, а вторая часть - школьная жизнь, жизнь каждой школы, которую наши дети будут знать.

"Любовь друг к другу, межконфессиональное, межнациональное согласие начинаются в очень раннем возраста, и задача школы - воспитывать. У нас есть много проектов, рассчитанных на разный возраст, чтобы мы вернули в школы согласие детей национальное и конфессиональное. Проект, который начнется с сентября этого года, - это "ТАСС детям", - сказала министр.

Осенью учителей проверят на знание русского языка и математики

В этом году 15 регионов дали свое согласие провести предметный тест осенью, это математика и русский язык, для того, чтобы понять, где есть какие-то пробелы.

Утверждена дорожная карта по введению национальной системы учительского роста

Выполнение мероприятий дорожной карты, помимо Минобрнауки России, будет обеспечивать Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР) включает в себя:

  • образование Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР, формирование списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, формирование корпуса экспертов;

  • формирование новой модели аттестации учителей и подготовку наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), включающие в себя разработку, обсуждение и подготовку проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ;

  • проведние итоговой апробации новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ по подготовленным модулям;

  • проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей с учётом анализа профессиональных дефицитов учиителей, выявленных в результате аттестации на основе ЕФОМ;

  • закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле;

  • разработку методических рекомендаций и предложений по вопросам введения НСУР, в том числе подготовку предложений в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2018-2020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей, разработку методических рекомендаций по условиям введения в штатное расписание образовательных организаций должностей, основанных на должности «учитель»;

  • мероприятия, включающие в себя подготовку итогового доклада для представления в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту РФ о проведенной работе по формированию и введению национальной системы учительского роста.

Рособрнадзор в 2017-2019 годах планирует НИКО. Сроки и предметы проведения

НИКО - национальные исследования качества образования - это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования.НИКО может проходить в виде сбора информации - анкетирования, в виде контрольных работ или других диагностических опросников.
Мероприятия НИКО проводятся на выборке образовательных организаций (в среднем около 15 образовательных организаций, далее - ОО) от каждого участвующего в исследованиях субъекта Российской Федерации). Выборка составляется федеральными координаторами. В случае несогласия субъекта участвовать в исследовании координаторы предлагают замену. В каждом ОО  участвует вся параллель выбранных классов.

В 2017-2019 годах Рособрнадзор планирует еще ряд НИКО по следующим предметам и в следующих классах:

Октябрь 2017 года
химия и биология – 10 классы

Апрель 2018 года
литература и МХК – 6 и 8 классы

Октябрь-ноябрь 2018 года
география – 7 и 10 классы

Апрель 2019 года
физическая культура – 6 и 10 классы

Октябрь 2019 года
математика – 5, 7 и 10 классы

Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей

Осенью 2017 года более 4000 учителей русского языка и математики  из 13 регионов России примут участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. Более подробно о том, что будет представлять из себя апробация, как будет оцениваться компетенция учителей и сроки проведения читайте далее>>

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов назвал регионы РФ, в которых в 2017 году школьные учителя напишут предметные тесты по русскому языку и математике для оценки уровня их компетенции. В апробации модели уровневой оценки компетенций учителей будут участвовать Татарстан, Чечня, Московская, Волгоградская, Рязанская, Ленинградская, Курганская, Томская и Ярославская области.


Короткая ссылка на новость: https://informatio.ru/~JoQby

Другие новости раздела

RSS
Утвержден перечень школьных олимпиад в 2017-2018 учебном году
20.10.2017 / Среднее образование
Минобрнауки России определило перечень олимпиад школьников, которые будут проходить в учебном 2017/2018 году в период с 1 сентября по 1 апреля.
Кто и как может получить налоговый вычет на обучение в 2017-2018 году?
19.10.2017 / Образование
Кто и как может получить налоговый вычет на обучение в 2017-2018 году? Как рассчитывается данный налог, какие документы необходимы. При каких видах обучения можно получить налоговый вычет.
Частные детсады и ясли смогут получить господдержку
06.10.2017 / Дошкольные учреждения
Деньги частным детским садам и яслям предлагают выделять на аренду помещений и заработные платы педагогам, а также на компенсацию за предоставление мест по бюджетным тарифам
Коррекционные школы преобразуют: как изменится система образования для детей с инвалидностью?
26.09.2017 / Среднее образование
С 1 сентября в названиях коррекционных школ и спецшкол исчезло указание на особенности учащихся
Школьная «продленка» от обложения НДС не освобождается
22.09.2017 / Среднее образование
Минфин России выступил с  разъяснениями по поводу налогообложения при реализации образовательной организацией услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня