Минтранс разрабатывает законопроект, который легализует аэротакси наряду с обычными видами транспорта. В крупных городах, где пробки на дорогах мешают движению транспорта, и в отдаленных местностях развитие этого вида транспорта ждут миллионы россиян.
В материалах к проекту закона о малых воздушных перевозках говорится, что он направлен на развитие малого бизнеса, связанного применением воздушных судов вместимостью до четырех пассажирских мест, а также формирование в стране авиационного туризма.
Речь идет о самолетах и вертолетах вместимостью до четырех человек, о создании правил регулирования деятельности авиатакси и воздушных экскурсионных туров.
Особый статус аэротакси: что пропишут в законе
Государство стремится вывести их как из-под большой коммерческой авиации, так и из-под авиации общего назначения, выделив в отдельный сегмент. При этом желающие инвестировать в этот бизнес уже имеются.
В пресс-службе ведомства уточнили, что введение подобной практики повысит транспортную мобильность населения, будет способствовать увеличению количества рабочих мест и сократит количество несанкционированных полетов.
Проблема, которую берется решить Минтранс, заключается в том, чтобы дать возможность развиваться малой авиации.
Как известно, больше половины легких и сверхлегких воздушных судов в России принадлежит физическим лицам. Количество воздушных судов в частном владении ежегодно растет, сейчас оно составляет более 4 тыс.
Но воздушное законодательство не позволяет их владельцам зарабатывать на перевозке пассажиров, проведении авиаэкскурсий и обработке фермерских полей.
Необходимые условия для получения сертификата эксплуатанта воздушной техники
Торомозом развития служат слишком сложные процедуры оформления сертификата эксплуатанта – документа, позволяющего осуществлять коммерческие перевозки пассажиров и грузов.
«Яндекс. Такси» запустит сервис совместных поездок в столице
Так, по оценкам научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ Гражданской авиации, для получения сертификата владельцу самолета типа Cessna нужно порядка 500 тысяч долларов.
Владелец авиационной техники должен гарантировать покрытие трехмесячных расходов на эксплуатацию и обслуживание, даже если за это время не поступит никаких доходов.
Кроме того, есть требования к числу воздушных судов в парке, количеству сотрудников, необходим договор на базирование воздушных судов и многое другое. Поэтому владельцы вертолетов и не идут за этими сертификатами.
Что изменится с принятием законопроекта о воздушном такси?
Изменить ситуацию позволит законопроект, упрощающий процедуру оформления сертификата эксплуатанта для владельцев небольших самолетов и вертолетов.
Владельцев самолетов малой авиации, желающих выполнять коммерческие полеты, перестанут заставлять регистрировать авиакомпанию и получать сертификат эксплуатанта.
Но останутся требования к соблюдению всех необходимых норм, направленных на обеспечение безопасности полетов.
Государство сохранит контроль и за финансовой деятельностью перевозчиков
Как и для большой авиации должны остаться обязательными следующие основные документы: свидетельство летной годности на воздушное судно, действующее свидетельство коммерческого пилота, медицинский допуск, а также страховой полис на воздушное судно и на пассажиров.
В законопроекте говорится, что внедрение практики упрощенного оформления сертификата эксплуатанта для определенных видов воздушных судов «не только повысит транспортную мобильность населения, но будет способствовать увеличению количества рабочих мест, в целом окажет положительное влияние на дальнейшее развитии авиации общего назначения в стране, обеспечит необходимую мотивацию для эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, повысит уровень безопасности полетов».
Принятие законопроекта и необходимых подзаконных актов, как отмечают в Минтррансе, позволит также сократить нагрузки на федеральный бюджет за счет уменьшения субсидий авиакомпаниям.
Сколько будет стоит полет на аэротакси?
Коммерческая стоимость часового полета на четырехместном легком самолете Cessna-182 составляет примерно 12 тыс. рублей. За это время самолет может преодолеть около 250 км. Таким образом, стоимость билета для каждого из трех пассажиров по маршруту, например, Москва – Владимир могла бы выйти не более 4 тыс. рублей.
По оценкам Минтранса, минимальный вклад в экономику страны на начальном этапе может составить не менее 500 миллионов рублей в год.
Применение воздушного такси может быть очень широким
Президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимир Тюрин считает, что спектр видов коммерческой деятельности для малой авиации может быть очень широк.
Это авиатакси, когда человек заказывает воздушное судно с пилотом, чтобы добраться из Москвы хоть в Женеву, хоть на дачу в Тверскую область. Есть еще демонстрационные полеты для туристов. Небольшие воздушные суда используются и в сельском хозяйстве для обработки полей.
В странах с развитой авиацией малый бизнес является серьезным источником доходов в бюджет. И нашей стране ничего не мешает последовать по такому пути. В случае одобрения документ может вступить в силу до конца 2018 года.
Что еще нужно для развития услуг авиатакси?
Сам законопроект – это всего лишь одна из многих задач, которые предстоит решить, прежде чем появится авиатакси. Помимо закона, в частности, нужно еще определить, на каких высотах будет проходить движение, а также подготовить пилотов и специалистов по обслуживанию и ремонту иностранной техники.
Есть еще одна проблема, решить которую будет непросто. Самолеты и вертолеты вместимостью от двух до четырех человек, о которых идет речь в законопроекте Минтранса, в России практически не производятся, они импортируются из Италии, Австрии, Канады и США. И это может повлечь некоторые проблемы.
Высокая ввозная пошлина заставит людей приобретать подержанные воздушные суда, это приведет к ухудшению общего качества техники.
А вот проблем с инфраструктурой на начальном этапе быть не должно. Только вокруг Москвы располагаются десятки небольших аэродромов и вертодромов. На них сейчас базируются компании, получившие сертификаты эксплуатантов по действующим правилам.
По мере развития малой авиации частный бизнес сам создаст необходимую инфраструктуру рядом с аэродромами и посадочными площадками: топливные заправки, рестораны, места для отдыха экипажа и пассажиров.
В то же время эксперты считают, что, как и в случае с инфраструктурой для автомобильного транспорта и бизнеса, государство должно уделять внимание созданию взлетно-посадочных полос.