В Государственной думе готовят масштабную ревизию устаревших законопроектов. Чтобы в будущем такие документы не копились зря, депутатам рекомендовано пропускать свои инициативы через фильтры фракций, а субъектам Федерации – через Совет законодателей. Об этом сообщил журналистам первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников, возглавляющий рабочую группу по совершенствованию законодательной деятельности нижней палаты парламента.
Главная задача рабочей группы – устранение так называемых «законодательных завалов»: массива неактуальных, непроходных и устаревших законопроектов, которые не приняты, но до сих пор числятся в базе Госдумы на рассмотрении.
В предыдущие годы на рассмотрение Госдумы было внесено порядка 1,3 тыс. законопроектов, которые потом по тем или иным причинам утратили актуальность и общественную значимость.
Ревизию законодательных актов нельзя откладывать
Подобные рекомендации даны также думским фракциям относительно инициатив их депутатов, а также законодательным собраниям субъектов в части их инициатив. Старые проекты будут отозваны или рекомендованы к рассмотрению по упрощенной процедуре.
Группа обратилась также к комитетам Госдумы с просьбой провести в первоочередном порядке ревизию законопроектов, которые были внесены с первого по пятый созыв нижней палаты (до конца 2011 года).
По предложению председателя Госдумы Вячеслава Володина Совет Думы также будет регулярно заслушивать информацию председателей профильных комитетов о том, какие законопроекты имеются у них в портфеле, в каком они состоянии и почему долго не выносятся на пленарные заседания.
Для чего нужны «законодательные фильтры»?
Для тех законопроектов, которые еще готовятся к внесению в парламент, устанавливается ряд фильтров. Субъекты РФ должны будут направлять свои инициативы для предварительного рассмотрения в Совет законодателей. Это нужно, в частности, для того, чтобы выяснить мнение других регионов.
Помимо общих добровольных рекомендаций, группа разработала ряд предложений для внесения изменений в регламент Госдумы. Как пояснил вице-спикер Иван Мельников, часть поступающих в Думу инициатив не соответствует ни Конституции, ни регламенту. Например, к законопроектам подчас забывают приложить финансово-экономическое обоснование.
По установленной процедуре, чтобы отклонить такие законопроекты, профильный комитет должен сначала их рассмотреть и с учетом мнения правового управления аппарата ГД вынести на Совет Думы. Рабочая группа считает, что комитеты могут сами принять решение без привлечения Совета палаты. Исключением будут случаи, когда комитет не достиг консенсуса.
Какие законы рассмотрят в первую очередь?
Президентом внесен законопроект в Госдуму о расширении прав и независимости адвокатов
По словам Мельникова, предлагаются разные варианты лимита времени – в диапазоне от двух недель до месяца. Не исключено, однако, что периоды между чтениями (или чтением и внесением) будут разные для разных ситуаций. Например, если законопроект касается вопросов совместного ведения РФ и регионов, то предполагается его рассылка в субъекты – тут срок будет больше.
Меры, предложенные депутатами, эксперты называют эффективным рекомендательным механизмом, который при должном настрое руководителей фракций и заксобраний регионов поможет решить проблему «законодательных завалов». При этом предлагаемые изменения не нарушают прав законодательной инициативы.