Нововведения о многоквартирных домах, которые вступили в силу в Жилищном кодексе в 2018 году. Законы о недвижимости

12229
8 минут
Нововведения о многоквартирных домах, которые вступили в силу в Жилищном кодексе в 2018 году. Законы о недвижимости

Начиная с 11 января, большинство нововведений в Жилищном кодексе вступили в силу. Изменения касаются деятельности по управлению многоквартирными домами. О том, что нового в Жилищном кодексе в 2018 году и какие главные законы о недвижимости заработали в 2017 году? Каковы результаты их действия и что поменяется в 2018 году?

31 декабря 2017 года были внесены изменения в Жилищный кодекс и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).  Тарифы на ЖКУ в 2018 году поднимутся с 1 июля на 5,5%. Таблица цен на воду, газ, свет, отопление>>

Отметим некоторые из нововведений.

  • Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
  • Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
  • В Жилищный кодекс РФ появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
  • Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
  • Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
  • Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
  • Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
  • Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
  • В Жилищный кодекс РФ теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Главные законы о недвижимости, которые заработали в 2017-2018 г.: Результаты их действия

В 2017 году вступило в силу сразу несколько законов, регулирующих правоотношения в сфере недвижимости. О результатах их действия рассказал президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов.

Новый налог на недвижимость

В 2017 году в ряде регионов начались второй и третий этапы повышения размера налогооблагаемой базы для уплаты налога на недвижимость. Основой для расчета постепенно становится кадастровая стоимость. В результате сумма налога с одного объекта увеличилась в среднем на 15-30%. Итог этого процесса можно было увидеть в ноябре 2017 года. Многие россияне, получив извещения с новыми цифрами, бросились в ИФНС за разъяснениями. Каждый день налоговые инспекции посещали сотни человек. Дело доходило до того, что в помещениях не хватало места, и люди стояли, прижавшись друг к другу, как в московском метро в часы пик или ждали своей очереди на улице.

Некоторые получили явно завышенные и ошибочные суммы для уплаты за землю, дома и доли в собственности. Кроме того, извещения пришли несовершеннолетним, малолетним и умершим людям. Справедливости ради стоит сказать, что инспекторы решали вопросы оперативно и зачастую в присутствии заявителя. Они удаляли неверные записи или корректировали суммы. Но факт остается фактом - повышение налогооблагаемой базы в 2017 году прошло с определенными проблемами.

Изменения в сфере регистрации

В 2017 году начали действовать новеллы, внесенные в 2016 году в закон о госрегистрации недвижимости. Государство объединило ЕГРП и кадастр недвижимости в единый госреестр - ЕГРН. Кроме того, на 5-7 дней были сокращены сроки оказания услуг. Эти изменения, конечно, не сократили очереди, но существенно облегчили положение граждан.

Появилась возможность подавать документы в территориальное Управление ФРС по выбору заявителя (по месту жительства или нахождения собственности), сократилось время ожидания. С другой стороны, более чем в два раза возросло число приостановлений регистрации прав. Но это и не удивительно. Ведь с 2017 года количество оснований для приостановления также выросло с 14 до 55. Они в определенной степени и нивелировали сокращение сроков оформления документов.

Машино-места стали объектом недвижимости

С 2017 года машино-место стало полноценным объектом гражданских прав. Люди начали подавать заявления о внесении информации о машино-местах в ЕГРН, покупать, продавать и дарить их. Данный закон сыграл свою положительную роль. Он ввел в гражданский оборот новый вид недвижимости. Ведь до 2017 года сделки с машино-местами осуществлялись завуалированно и по серым схемам.

Изменения в закон об участии в долевом строительстве

В этой сфере положение по-прежнему остается сложным. Прежде всего, не оправдались надежды на то, что если размер уставного капитала застройщика будет соответствовать критериям, установленным в законе, то при банкротстве компания вернет деньги дольщикам. Наконец-то, и законодатель понял, что в российских условиях уставной капитал - это фикция. Поэтому в июле 2017 года он вообще отменил требования по его размеру. Теперь девелопер должен обладать собственными средствами и держать на счету деньги в сумме, эквивалентной 10% стоимости строительства по одному проекту.

Не оправдались надежды и на то, что все строители будут размещать на своем web-сайте информацию о деятельности и финансовой устойчивости. За всеми компаниями не уследишь, а многие фирмы годами не обновляют ресурсы в интернете. Поэтому с 2018 года власти обязали их размещать сведения на едином государственном портале, где каждый желающий сможет ознакомиться с подобной информацией.

Закончилась неудачей и попытка широко внедрить в 2017 году счета эскроу. Их суть заключается в том, что банк, имеющий право открывать подобные счета, выдает застройщику целевой кредит на возведение здания, а остальные деньги строители собирают с дольщиков. При этом средства населения вносятся на счет эскроу в кредитной организации, и фирма сможет получить их только после сдачи объекта в эксплуатацию. Банки наотрез отказываются кредитовать такой рискованный вид бизнеса, как строительство многоквартирных домов, а строителям постоянно нужны средства. Они не могут и не хотят депонировать их в кредитной организации на долгое время.

Учитывая сложившуюся ситуацию, законодатель принял в июле 2017 года закон о публично-правовой компании. Он ввел изменения в целый ряд нормативных актов. В частности, был создан компенсационный фонд, в который застройщики стали перечислять 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия. Это сразу же привело к повышению цен на ДДУ в среднем на 2-3%. Кроме того, в августе - ноябре строительный рынок стали покидать компании, не соответствующие критериям, установленным в законе. Фирмы, не обладающие собственными основными средствами, свободными денежными ресурсами и без опыта работы предпочли ретироваться с рынка. В результате в регионах снизилась конкуренция, и цена ДДУ выросла еще на 4-5%.

Тем не менее, данный закон сыграл свою положительную роль. Он фактически зачищает строительный рынок и дает гарантию большинству дольщиков на возврат средств в случае банкротства девелопера.

Налоговая ответственность за несообщение о наличии недвижимости

В 2017 году была введена ответственность за несообщение в ИФНС сведений о наличии в собственности недвижимости в целях начисления налога. Предполагалось, что скрывших данную информацию, станут штрафовать в размере 20% от общей суммы неоплаченного налога. Однако фактически эта статья не применяется. Дело в том, что фискальные органы и так получают всю необходимую информацию о владельцах из Росреестра в порядке межведомственного взаимодействия. Ведь совершив сделку с объектом (получив по наследству), новый владелец регистрирует право в УФРС. А Росреестр в течение нескольких дней направляет всю информацию в налоговые органы.

Материалы по теме "Проблемы ЖКХ"

Рекомендуем

Загрузка...