Верховный суд заступился за жильцов: тонкости споров вокруг оплаты ЖКХ

8426
3 минуты
Верховный суд заступился за жильцов: тонкости споров вокруг оплаты ЖКХ

Пленум Верховного Суда РФ опубликовал документ, детально разъясняющий тонкости споров вокруг коммунальной платы.

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 г. Москва «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Теперь с управдома вполне можно взыскать даже моральный вред за то, что человеку в доме стало некомфортно. Постановление специально оговаривает, что граждане вправе требовать неустойку и даже компенсацию морального вреда за коммунальные услуги ненадлежащего качества.

 

Так, например, взыскать компенсацию с коммунальщиков можно будет за слабый ток в розетках, перебои с водой, недостаток тепла в батареях и в целом плохую работу управдомов.

В постановлении разъясняется, что требовать компенсаций можно, если, например, параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством.

Перебои с водой, теплом и т.п., превышающие допустимые нормы, тоже повод потребовать деньги. При этом доказать, что человеку пришлось мерзнуть в квартире, станет проще.

Жильцов могут вообще освободить от коммунальной платы – если услуги им оказаны ненадлежащего качества.

Важно отметить, что документ разрешает принимать любые доказательства, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом, того, что воды или света в доме не было.

В качестве доказательств лучше, конечно, составить акт. Для этого надо пригласить представителей управляющей компании. Но если управдомы по каким-то причинам не хотят составлять документ, зафиксировать проблемы можно иначе. Как поясняет постановление, допустимы видеозаписи, показания свидетелей, заключения экспертов.

«Отсутствие вины в оказании услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, доказывается исполнителем коммунальных услуг», – говорится в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации.

Это значит, что жильцы не должны доказывать вину управдомов. Для обиды достаточно самого факта, что слишком долго пришлось сидеть без света. А если управдомы не согласны повиниться, то должны доказать, что они ни при чем.

Так что, если качество услуг оставляет желать лучшего, то жильцы вправе требовать скидки от управдома. Но если проблемы не так страшны, чтобы требовать неустойку и компенсацию вреда, то мы все равно не должны переплачивать.

В Постановлении разъясняется, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

В то же время, когда в доме все в порядке, жильцы должны платить вовремя, это бесспорно. Правда, к неплательщикам нельзя применять излишне строгие меры. Например, жильцов не могут лишать воды, света и тепла за несоразмерные такой мере долги.

Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги.

Нужны какие-то еще основания, и причины должны быть вескими. При этом отключение коммунальных услуг должнику не должно нести негативных последствий для других жильцов.

И еще одна тонкость. Отдельно в постановлении пленума отмечено, что жильцы не освобождаются от оплаты содержания общего имущества дома, даже если они им не пользуются. Например, жильцы первых этажей тоже должны платить за лифт.

Материалы по теме "Проблемы ЖКХ"

Рекомендуем

Загрузка...