Что ждать покупателям при новых правилах работы аптек

3728
4 минуты
Что ждать покупателям при новых правилах работы аптек

В марте  вступили в силу Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, которые утвердил Минздрав России. 

Как и любое новшество, особенно связанное со здравоохранением, документ вызывает вопросы и опасения: в первую очередь, не поднимут ли цены на лекарства, ссылаясь на очередные «обременения»? Не усложнят ли новые правила обслуживание покупателей? 

В чем заключаются главные новшества? 

По сути, документ не вводит каких-то радикальных изменений для аптечного бизнеса. Скорее это упорядочение правил, существовавших до сих пор. Их свели в единый документ, прописали четче. 

Хотя есть некоторые спорные моменты. Например, теперь аптеки должны составлять свои программы внутреннего аудита. Каждая такая программа должна учитывать результаты прошлых внутренних проверок и инспекций контролирующих органов. 

Новые правила указывают, что аптеки вправе оказывать поставщику услуги на возмездной основе. Предмет услуги – действия, экономически выгодные поставщику, стимулирующие продажи товаров аптечного ассортимента (за исключением медизделий) и лояльность покупателей. 

Правила разрешают выкладывать рецептурные препараты на витрины, в стеклянные и открытые шкафы при условии отсутствия доступа к ним покупателей. При выкладке фармспециалисты обязаны учитывать условия хранения, указанные в инструкции или на упаковке. 

Выкладывать рецептурные и безрецептурные препараты работники аптек обязаны отдельно. Для Rx-препаратов обязательна пометка «отпускается по рецепту врача». 

Для инвалидов должен быть оборудован пандус. Но если пандус невозможно сделать из-за конструктивных особенностей здания, не нужно доказывать это в суде. Достаточно установить кнопку вызова сотрудника для обслуживания инвалидов.  

Новые правила признают «ответственное самолечение» 

В число обязанностей персонала аптеки по новым правилам входит информирование покупателей о рациональном применении лекарств для ответственного самолечения.

Правила разрешают аптекам выделять в торговом зале специальную зону, чтобы предоставлять услуги по фармацевтическому консультированию. 

Пациенту объяснят, каким образом нужно принимать тот или иной препарат: до или после еды, утром, днем, вечером. 

Аптечные работники должны помочь подобрать лекарство в ситуациях, когда люди по ряду причин вынуждены обращаться в аптеку, минуя визит к врачу. В таких ситуациях работник аптеки должен предоставлять необходимую информацию, чтобы человек не остался без лекарственной помощи. 

Повысятся ли цены на лекарства? 

Конечно, представители аптечного бизнеса могут использовать для подъема цен практически любой повод. Но на сегодня, как отмечают эксперты, ощутимого повышения расценок на лекарства вряд ли можно ожидать. 

Большое количество препаратов все-таки подпадает под государственное регулирование цен – когда твердо фиксируется отпускная стоимость и устанавливаются предельные торговые наценки. 

К тому же владельцы аптек не могут не учитывать конкуренцию и покупательскую способность населения. А люди, как показывают опросы, уже начали экономить на лекарствах и покупают таблетки на пределе своих финансовых возможностей. 

Локальные повышения цен на отдельные препараты в каких-то аптеках вполне возможны, но массовое повышение стоимости лекарств, скорее всего, нам не грозит. 

Ужесточают ли новые правила контроль за продажей рецептурных препаратов? 

В этом плане новшеств нет: если рецептурное лекарство продается без рецепта, это нарушение, штрафы для аптек существуют давно. Сами Правила надлежащей аптечной практики ничего не ужесточают, государство просто может более пристально контролировать соблюдение существующих норм. На лекарства, отпускаемые по рецепту, могут потребовать рецепт от врача. 

Но не все аптеки идут на такое условие. Для того, чтобы у нас было, как в Америке, нужно максимально автоматизировать всю систему приема у врачей и выписки рецептов. В том числе может помочь телемедицина (общение с доктором по Скайпу, пока в России не узаконено), электронные технологии выписки рецептов и т. п. 

Когда можно будет проверить историю лекарства смартфоном? 

Пока это пилотный проект, в котором участвуют отдельные аптеки в некоторых регионах России.  По результатам его запуска система будет отлаживаться, изменяться и усовершенствоваться. Суть в том, что планируется создать единую систему маркировки лекарств. 

При производстве на упаковку будут наносить специальный элемент в виде двухмерного цифрового кода. И потом на всех этапах движения товара – у дистрибьюторов, в аптеках будут стоять специальные сканеры для считывания таких кодов. 

Предполагается, что вся эта информация будет храниться в единой базе данных. Покупатель, придя в аптеку, сможет взять упаковку в руки, просканировать ее с помощью своего смартфона и получить доступ к базе данных: всей информации о том, откуда к нему попал этот препарат, через какие компании и т. д.

Материалы по теме "Лекарства, аптеки"

Рекомендуем

Загрузка...