Что ждет российские школы и вузы в новом 2017-2018 учебном году

12103
7 минут
Что ждет российские школы и вузы в новом 2017-2018 учебном году

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на своей пресс-конференции рассказала, что изменится в новом учебном году. Зачем сокращать количество школьных учебников? Когда появится обязательный устный экзамен по русскому языку? Насколько повысится студенческая стипендия? Что нового ждет школу в новом году? Увеличится ли стипендия у студентов в 2017-2018 году?

Отвечая на эти и другие вопросы, в частности, она отметила, что завершилось общественное обсуждение новых федеральных образовательных стандартов. Чем они отличаются от старых? В них прописано конкретное содержание, что ребенок должен знать по каждому предмету с первого по девятый класс.

Что же касается стандартов, то, как заявила министр, они не должны быть пустыми и «размытыми». Над новым проектом работали лучшие эксперты, молодые члены-корреспонденты РАН. Министерство получило около семи тысяч откликов на проект (большинство – положительных) и около 200 конкретных предложений.

По словам Васильевой,  все они будут учтены в финальной версии ФГОСов для начальной и средней школы. А к октябрю подготовим стандарты и для 10-11 классов.

В результате завершается разработка практически всех предметных концепций для школы. И теперь, по словам министра, необходимо выстроить новое понимание того, по каким учебникам будут заниматься дети. Сейчас в федеральном перечне их почти 1470. Это слишком много.

Экспертиза учебников также требует новых подходов. Сегодня издатели самостоятельно ищут авторов учебника, печатают его, сами находят экспертов и после положительного заключения подают заявку на вхождение в федеральный перечень.

 «У нас есть поручение президента, ограниченное сроками до конца августа. Мы должны представить очень четкую экспертную систему отбора учебников. Их количество сократится. По каждому предмету необходимо иметь 2–3 линейки: базовые и углубленные», – говорит Ольга Васильева.

О затратах на обучение и едином образовательном пространстве

Школы постепенно выйдут из муниципального подчинения. Новая модель управления в первую очередь подразумевает, что региональная власть будет управлять кадрами и отвечать за единую содержательную часть программы.

В итоге не должно быть такого, что при переезде в другой город мы не знаем, проходили ли в местной школе дроби, или этот материал дети будут изучать только в следующем классе. Любые вариации и углубления в программе возможны только после того, как вы дали ребенку базовое содержание, которое должен знать каждый ученик в нашей стране, подчеркивает министр. 

О пилотном проекте управления

В пилотный проект войдут около 17 регионов. Они пойдут по разным моделям передачи управления. Так, например, Самарская область работает по такому принципу с 2002 года и показывает прекрасные результаты: там школьное имущество осталось за муниципалитетами, но регион назначает директоров школ, координирует учебный процесс.

В пилотном регионе значительно снизилось количество управленцев в образовании, а начисление зарплат учителям стало более прозрачным. Кроме того, выровнялась система подушевого финансирования.

Министр образования и науки РФ сообщила, что есть огромное количество примеров, когда в областном центре работают передовые гимназии и лицеи, но при этом в муниципалитетах школы остаются недофинансированными.

Об оптимизации финансовых затрат

Как подчеркнула Ольга Васильева, финансовые затраты на каждого ребенка в рамках региона должны быть равными, Ежегодно на строительство школ из бюджета выделяется 25 млрд рублей. В этом году мы введем 55 тысяч новых мест, причем 37 процентов из них – это места в сельских школах.

О национальной системе учительского роста

В составляющую единого образовательного пространства в стране также входит национальная система учительского роста, которая предполагает обязательную аттестацию и повышение квалификации. 15 регионов уже согласились провести этой осенью предметный тест для учителей по русскому языку и математике. Он поможет выявить пробелы и выстроить дальнейшую профессиональную траекторию для педагогов.

О новых предметах

Учителя физики будут теперь вести астрономию, которая возвращается в школы, и они повышают квалификацию уже сейчас. Этот обязательный предмет включен в программу 10-11-х классов с объемом не менее 35 часов.

Министр сообщила, что в расписании некоторых школ новый урок появится уже с 1 сентября, однако часть учебных заведений может ввести его позже - с 1 января 2018 года. ЕГЭ по астрономии вводиться не будет, однако в ЕГЭ по физике к 2019 году могут появиться некоторые вопросы из этого курса.

Кроме того, с  2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников – с 2022-го.

Что еще нового может появиться?

В планах министерства – ввести базовые модули по предпринимательской деятельности в качестве внеурочных занятий. Кроме того, в школах должны быть пять бесплатных кружков: литературный, научно-технический, спортивный, музыкальный и шахматы.

О новых экзаменах и ЕГЭ

ЕГЭ отменяться не будет. Это, как считает Ольга Васильева, мощный социальный лифт, который позволяет детям из Сибири, Дальнего Востока поступать в лучшие вузы страны. По статистике выходит, что в московских университетах примерно 65 процентов студентов – это ребята из регионов, и 35 – москвичи. До ЕГЭ ситуация была прямо противоположной.

По словам Ольги Васильевой, всеобщий экзамен в этом году прошел лучше, чем в предыдущем: ЕГЭ сдавали 703 тысячи человек, при этом количество нарушений снизилось в полтора раза, а ребят, которые не преодолели минимальный порог по баллам, стало почти в два раза меньше. И это при том что тестовая часть осталась только в устной части экзамена по иностранному языку.

Устный экзамен по русскому языку появится в 9-м классе. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м, рассказала Ольга Васильева.

В настоящее время обсуждается готовность регионов, которые в следующем году проведут «устный русский» в пилотном режиме.

Вместе с тем для девятиклассников с 2020 года станет обязательным экзамен по иностранному языку, а для 11-классников – с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года школьники всей страны обязательно будут сдавать историю.

О переменах в среднем профессиональном образовании

Особенный упор на иностранный язык будет сделан и в учреждениях среднего профессионального образования. С нового учебного года тысяча колледжей в 73 регионах России начнет готовить студентов по новым стандартам WorldSkills – это 50 топовых профессий, связанных с передовыми технологиями.

Связано это с тем, что в работе с новым оборудованием, с технической документацией английский нужен как никогда. Вдобавок ко всему, по словам министра, будет расширяться программа дуального профессионального обучения, в рамках которого студент половину времени проводит непосредственно на производстве.

О помощи студентам

С 1 сентября 2017 года произойдет индексация стипендий на 5,9 процента. Средства из бюджета уже выделены, и со всеми образовательными организациями уже заключены соглашения о предоставлении субсидий.

Для «целевиков» разработан законопроект, регламентирующий права вуза, студента и работодателя, отправляющего студента учиться.

Министерство провело глубокий мониторинг. Оказалось, что в 51 проценте случаев в договоре о целевом обучении не прописаны меры социальной поддержки студентов. Эту ситуацию, конечно, предстоит менять.

Объяснение простое:  выпускники, заканчивая обучение и выполняя свои обязательства, идут к работодателю минимум на три года. И с его стороны обязательно должны быть предоставлены социальные гарантии.

О новациях в вузах

По замыслам министра образования и науки, вузы должны стать центром экономической, социальной и культурной жизни региона..  В этом году вдобавок к уже существующим 11 министерство выбрало еще 22 опорных вуза, которые получат дополнительное финансирование. Чиновники от образования  очень надеются, что эта программа даст хорошие результаты.

О престижном рейтинге вузов

Как отмечают в министерстве, общее количество российских вузов в престижном рейтинге OS увеличилось до 24, и при этом показатели 14 из них существенно выросли.

Минобрнауки намеревается расширить экспорт российского образования таким образом, чтобы к 2025 году в наших вузах училось около 700 тысяч иностранных студентов. По примерным оценкам, это даст 373 млрд рублей дополнительных доходов.

На сегодня у нас учится 243 тысячи иностранных студентов, и из них только 15 тысяч – по квоте.

О проекте «Современная цифровая образовательная среда»

В российских вузах появится проект «Современная цифровая образовательная среда». Его суть в том, чтобы университеты могли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты.

В Минобрнауки рассчитали, что к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн человек. В ближайшие 2–3 года они охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры.

О Российской электронной школе

Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету. Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким. А для учителей предусмотрен еще один отдельный проект – Российская электронная школа, которая должна заработать через 1,5 года.

Как заключает Ольга Васильева, российская электронная школа станет мощнейшим подспорьем для педагогов. Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам.

К этому прибавятся также виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли. Эту систему в данный момент отрабатывает на базе московской электронной школы.

Материалы по теме "Абитуриенты, студенты"

Рекомендуем

Загрузка...