Какие транспортные льготы установлены для инвалидов?

1628
5 минут
Какие транспортные льготы установлены для инвалидов?

В Москве втрое выросло число оформляемых ежегодно разрешений, позволяющих гражданам парковать машину на местах для инвалидов. При этом количество самих инвалидов в столице, напротив, сокращается.

Как отмечают в столичной мэрии, зона платной парковки расширяется, поэтому растет и спрос на разрешения со стороны москвичей, включая и инвалидов.

Есть и другая точка зрения: граждане регистрируют дорогие автомобили на инвалидов и пользуются парковочными льготами для бесплатного хранения своих машин.

Где прописаны транспортные льготы для инвалидов?

Напомним, что «транспортные» льготы для граждан с ограниченными возможностями описаны в нескольких нормативных актах. Так, в своде Правил дорожного движения сказано, что машины, управляемые инвалидами 1-й и 2-й групп, а также машины, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, могут парковаться под знаками, запрещающими стоянку.

Столичные власти выдают специальные парковочные разрешения для инвалидов. Для них существуют особые правила оформления. Они  регламентированы постановлением столичного правительства 289-ПП.

Согласно официальному документу, утвержденному московским правительством,  автомобиль, принадлежащий инвалиду (любой группы) или перевозящий инвалида, может быть поставлен на бесплатную стоянку на специальные места, обозначенные соответствующим знаком или разметкой. Остальным автовладельцам это запрещено. За нарушения –штраф 5 тыс. руб. и эвакуация авто.

Автомобиль инвалида выдает знак «Инвалид», который должен быть установлен под стеклом машины. И водитель по требованию инспектора обязан предъявить документ, подтверждающий факт инвалидности.

Кроме того, в столице инвалиды 1-й и 2-й групп освобождены от уплаты транспортного налога на автомобили мощностью до 200 л. с.

По московским правилам, получить льготу может инвалид из любого города. Соискатель разрешения должен представить ведомству набор документов, включая справку об инвалидности.

В том случае, если заявителем выступает житель Москвы, справка не нужна: АМПП делает электронный запрос в департамент труда и соцзащиты.

Представитель власти, в свою очередь, сверяет данные с общегородским регистром лиц с ограничениями жизнедеятельности. Разрешение действует в течение срока инвалидности и выдается на одну машину.

Отчего растет число разрешений на «инвалидную парковку»?

Исходя из статистики выдачи инвалидных разрешений, можно сделать вывод, что их количество уверенно растет. Так, в 2014 году по запросам граждан было выдано 25,7 тыс. разрешений, в 2016 году – 71,8 тыс., по итогам семи месяцев 2017 года  число разрешений приближается к  60 тыс. Всего же на данный момент в Москве действуют 159 тыс. таких разрешений.

Ситуацию с разрешениями в АМПП объясняют «вводом комплексной схемы организации дорожного движения и расширением платного парковочного пространства в Москве». Если в начале 2014 года в зону платной парковки входило 16,5 тыс. парковочных мест, в том числе 1,7 тыс. мест для инвалидов (10 процентов от общего числа), то теперь платная зона включает 81,2 парковочного места (8,7 тыс. мест предназначены для водителей-инвалидов).

Одновременно наблюдается и рост числа автомобилей, которые принадлежат инвалидам. В 2014–2016 годах число автовладельцев с ограниченными возможностями в Москве выросло более, чем на 11 процентов, что опережает темпы роста автопарка столицы.

Таким образом, если в 2014 году у каждого четвертого столичного инвалида был автомобиль, то в 2016 году он был уже у каждого третьего.

Такое увеличение кажется весьма странным, если учесть, что, как следует из данных московского департамента труда и соцзащиты, количество самих инвалидов в Москве, наоборот, уменьшается. Отметим, в последние годы число инвалидов сокращается и в целом по России: если в 2011 году (данные Росстата) их было 13,2 млн человек, то за прошедшие шесть лет стало на 1 млн меньше.

Как считает председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Госдумы Михаил Терентьев, рост числа инвалидных разрешений связан не только расширением парковочной зоны. Недобросовестные автолюбители, по его словам, не имеющие отношения к инвалидам, получают разрешения и пользуются льготами, которые вообще-то вводились для того, чтобы инвалиду удобнее было остановиться у аптеки или магазина. Нередко случается так, что парковочные места для инвалидов занимают обычные водители.

Как будут бороться со злоупотреблениями?

Злоупотребления инвалидными льготами объясняется очень просто: получение парковочного разрешения (в частности, путем оформления автомобиля на родственника или знакомого инвалида) дает существенную экономию: годовой абонемент АМПП на бесплатную парковку стоит 150–300 тыс. руб. (в зависимости от района).

Но стоит ли паниковать? Помощник главы Союза инвалидов России Марат Шейхадинов считает, что не стоит. Переоформление автомобилей специально для получения парковочных льгот – массовое явление. По большей части такие машины все-таки возят инвалидов.

К тому же надо понимать, что человек с инвалидностью – необязательно без руки и ноги. Да и накопить ему на машину никто не мешает. Дорогая иномарка со знаком «Инвалид» не означает автоматически, что это какой-то мошенник.

Вызывает беспокойство другое, когда владельцы автомобилей в те дни, когда инвалида не возят, продолжают ставить машины на льготные места. Это неправильно. Но способа пресечь подобные явления не существует. Сработать может лишь кампания, призывающая к совести людей.

Более категоричное мнение высказывает председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов. Наше общество, как он полагает, до сих пор не до конца понимает проблему людей с ограничениями жизнедеятельности, отношение к ним совсем не такое, как в Европе или США, отсюда и подобные злоупотребления возникают.

Есть и другая причина – острая нехватка парковочных мест в Москве, особенно около больниц, социальных учреждений и в жилых кварталах. Люди видят, что парковка забита, а инвалидные места пустуют, отсюда и возникают мысли: не оформить ли машину на инвалида?

Таких людей Нилов не оправдывает, но в то же время признает, что это одна из форм реакции автомобилистов на постоянное «закручивание гаек».

Проблема может быть частично решена принятием закона, согласно которому знак «Инвалид», устанавливаемый под стеклом, будет закреплен за конкретным человеком (сейчас он не персонифицирован, его можно купить в магазине).

Аналогичный документ уже был принят Госдумой в первом чтении в конце июня 2017 года, механизм идентификации знаков будет определен правительством РФ.

Материалы по теме "Пособия и субсидии"


Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...