
Правительство РФ утвердило концепцию единого федерального информационного ресурса, в котором будут содержаться сведения о всех гражданах страны.
Концепцией определяются цель, основные принципы формирования и ведения ресурса о населении, структура и состав сведений, а также требования к единой государственной информационной системе, в которой обеспечивается формирование и ведение федерального ресурса о населении, поясняется в справке к распоряжению.
Для чего создается единый информационный ресурс?
В документе отмечается, создание федерального ресурса о населении «позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, информационную открытость и прозрачность системы государственного и муниципального управления для граждан».
Документ призван «в том числе обеспечить доступность для граждан информации о них, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами и органов местного самоуправления».
В правительстве РФ, которое 8 июля утвердило концепцию проекта, журналистам разъяснили, что ее создадут для контроля за начислением и поступлением страховых взносов
Как указывается в пояснении к проекту, «Цель формирования федерального ресурса о населении - создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их достоверность и непротиворечивость, направленной на совершенствование контроля за начислением и поступлением страховых взносов на персонифицированные счета физических лиц».
Какие сведения занесут в систему?
Среди сведений, которые власти будут заносить в систему, – базовые данные о гражданине, его имя, дата и место рождения и смерти, пол, для эммигрантов и иммигрантов – дата приезда в Россию или выезда из страны, различного рода идентификаторы и реквизиты.
Для населения польза от такого ресурса, следует из пояснения, будет заключаться в том, что гражданам не нужно будет многократно информировать органы государственной власти или местного самоуправления о наступлении различных событий в их жизни.
Как эта система будет работать?
В распоряжении поясняется, что создаваемый централизованный ресурс о населении будет создаваться только на основании сведений других государственных и муниципальных информационных систем.
Он будет взаимодействовать с уже существующими информационными системами налоговых служб, служб социального страхования и пенсионного обеспечения, статистических служб, служб земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, Минобороны и прочих.
«Наличие единожды предоставленной гражданами информации в федеральном ресурсе о населении обеспечит возможность реализации государством своих функций в интересах граждан», – говорится в документе.
Сами россияне смогут получить доступ к создаваемой базе через портал госуслуг.
Реализация концепции пройдет в четыре этапа
Реализация концепции, подготовленной Минфином, будет состоять из четырех этапов (до 2025 года).
На первом этапе (2017 - 2018 гг.) будут осуществлены меры по разработке законодательных актов, регламентирующих формирование и ведение федерального ресурса о населении
На втором этапе (2018 - 2019 гг.) планируется создать проект информационной системы ведения данного ресурса и сформировать создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, а также организацию информационного взаимодействия с отдельными государственными информационными системами.
На третьем этапе (2020–2022 годы) предусматривается создание информационной системы ведения федерального ресурса о населении, его первоначальное наполнение, организация информационного взаимодействия с отдельными государственными информационными системами.
На четвертом этапе (2023–2025 годы) предусматривается обеспечение информационного взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами.
Доступ к сведениям о населении будет предоставляться гражданам через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из истории вопроса
Напомним, в 2016 году Госдума приняла закон, предусматривающий создание федерального ресурса, в который планируется включить базовые сведения о человеке (Ф. И. О., дата и место рождения, для умершего – ещё и дата смерти).
В него должны входить также и основные идентификаторы из других ресурсов – ИНН, СНИЛС, номер паспорта и водительского удостоверения.
В июне 2017 года стало известно, что создание реестра затягивается. О создании единого реестра населения, который объединит сведения о всех гражданах страны, в середине мая заявили в Минюсте.
Как пояснили тогда в ведомстве, уже с начала года Минфин, Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минюст работают над созданием проекта.