С данной инициативой выступает Правительство РФ, подготовив пакет из двух законопроектов, предлагающих обновить способ сбора, учёта и обработки данных о преступлениях. Эти документы уже внесены Госдуму в начале июля.
Законодательная инициатива от исполнительной власти расширяет полномочия прокуроров и закрепляет сбор информации посредством государственной автоматизированной системы.
Законодатели и эксперты полагают, что эти меры будут способствовать более эффективной борьбе с преступностью.
Какие новые полномочия появятся у надзорных органов
Прежде всего, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, в частности, предоставляют прокурору полномочия требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений законодательства, допущенных при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Прокурору предоставляется право разрешать споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьёй 151 УПК.
Так что теперь в случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа будут обязаны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.
Какую информацию включат в единую базу данных населения
Предлагаемый Правительством документ устанавливает, что сообщением о преступлении, помимо прочего, является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Правительственные инициативы нашли поддержку у экспертов. Абсолютно верными и актуальными мерами назвал эти правительственные предложения председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков.
«Мы выступаем за расширение компетенции и полномочий органов прокуратуры, потому что прокуратура - это главный правозащитный орган в нашей стране. Он демонстрирует высокую эффективность и качество своей работы. И, конечно же, как у любого надзорного органа, у него должны быть достаточно широкие полномочия, направленные на соблюдение законности и соблюдение прав и законных интересов граждан», - подчеркнул эксперт.
Данный законопроект дополняет идёт ещё один, закрепляющий новый способ обработки статистической информации посредством использования государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).
Разработчики правительственных законопроектов предлагают размещать статинформацию в Интернете в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с учётом ограничений, установленных федеральными законами.
Так что теперь в случае принятия законопроекта Генеральная прокуратура станет собирать статистические данные у ФСИН, МЧС, ФССП, СК, МВД и ФТС, а также у судов через Судебный департамент при Верховном суде.
Все это позволит обеспечить государственные органы и граждан достоверной и полной информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора.
Как будут наводить порядок в сфере учёта преступлений
В предложенных к рассмотрению в Госдуме документах подчёркивается, что учёт сообщений о преступлениях является неотъемлемой составляющей учёта данных о преступности. А правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется при приёме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.
Из этого можно сделать вывод, что цель законопроекта - обеспечить граждан и госорганы достоверными и полными статистическими сведениями об итогах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах работы следователей, дознания и прокурорского надзора.
Как считает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Перминов, законопроект в случае его принятия будет способствовать более эффективной борьбе с преступностью.
Какое имущество считать утраченным. Разъяснения Верховного суда
По мнению Антона Цветкова, принятие законопроекта позволит создать и механизм общественного контроля. Это, в свою очередь, обеспечит наличие независимого экспертного мнения при изучении социальных причин преступности, оценки эффективности деятельности госорганов, своевременного выявления проблемных районов и регионов и эмпирической базы для развития отечественной криминологической науки.
«Сейчас статистика зачастую не соответствует действительности, - заметил Цветков. - Например, нам говорят, что упал уровень преступности. А это всё из-за того, что декриминализировали побои и увеличили сумму, при которой хищение чужого имущества признаётся кражей. Тем самым улучшается статистика и возникает её несоответствие реальным показателям. Системный же подход позволит навести в сфере учёта преступлений порядок».
В заключение заметим, что оба законопроекта, разработанных во исполнение поручения Президента России Владимира Путина от 20 апреля 2017 года, были одобрены на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности 3 июня.
Представителем от Правительства РФ при рассмотрении Госдумой и Советом Федерации этих документов назначен заместитель министра юстиции Вадим Фёдоров.