Разработан законопроект, по которому блокировать сайты по обману коммунальных счетчиков можно будет без судебных разбирательств.
Совсем скоро в федеральном законе "О рекламе" может появиться пункт о запрете распространения в интернете информации о способах и методах искажения данных учета потребления коммунальных услуг. Законопроект об этом внесен в Госдуму. Речь идет о том, чтобы запретить сайты, которые предоставляют подробные инструкции, как "скрутить" данные счетчиков.
Парламентарии обратили внимание на то, что в интернете широкое распространение получила информация о способах несанкционированного вмешательства в работу индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета. Однако, если вмешиваться в работу коллективных приборов учета, экономия получается очень сомнительной.
В пояснительной записке к документу отмечается, что если прибор учета не фиксирует фактическое потребление газа, тепла, воды и электроэнергии, то образуются коммерческие потери, которые формируют убытки ресурсоснабжающих организаций.
В данном случае поставщики начинают разбрасывать неучтенный ресурс на всех потребителей многоквартирного дома. В итоге заплатить все равно придется. Да еще и добросовестные потребители вынуждены оплачивать неучтенный объем ресурса за хитрецов.
Основная проблема в том, что сейчас заблокировать сайты по "скручиванию" данных можно только по решению суда, так как прямого запрета на распространение такой информации нет.
Так, по данным Роскомнадзора, с 2013 по 2018 годы вступило в силу около 2,7 тысячи судебных актов о признании информации о способах и методах искажения данных приборов учета запрещенной к распространению.
В том случае, если законопроект будет принят, блокировать сайты можно будет уже без судебных разбирательств.
Оплачивать установку и сверку счетчиков обяжут поставщиков ресурсов
В Минстрое прошёл согласование соответствующий документ разработал и направил его на рассмотрение в федеральные органы власти, сообщил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
Совсем скоро строительное ведомство планирует представить законопроект в правительство. Как уточнили в пресс-службе Минстроя, проект закона также предполагает переход к "умному" учету горячей и холодной воды.
В данный момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект по внедрению аналогичной системы учета электроэнергии, поэтому в перспективе вполне вероятен переход на "умный" учет и по другим видам ресурсов.
Так называемые "умные" счетчики дистанционно передают данные с приборов учета воды, газа, тепла и электроэнергии поставщикам ресурсов.
Все механические аналоги эксперты считают прошлым веком. "Через пять - десять лет мы будем вспоминать о механических счетчиках, как сегодня - о кнопочных телефонах", - говорит основатель компании "Домопульт" Марк Толстов.
Сегодня расходы на установку и обслуживание счетчиков несут собственники жилья. В основном их траты состоят из двух видов платежей: за установку или замену отслужившего счетчика и за сверку счетчика (проверку его исправной работы).
Обычно цена за счетчик воды начинается с 700 рублей, а дальше все зависит от щедрости владельца квартиры. Наиболее продвинутые приборы стоят около трех тысяч рублей. Плюс придется заплатить за работу мастера по установке.
Дешевый электросчетчик стоит от 600 рублей, но это самый простой. А чтобы счетчик экономил деньги в будущем, необходим многотарифный, и он стоит дороже. Счетчик газа сложно найти дешевле двух тысяч рублей, а тепла - меньше пяти тысяч рублей.
Что касается поверке счетчиков воды, то она в среднем обходится в 600-700 рублей за каждый экземпляр.
В то де время надо отметить, что это уже не первый законопроект, который предлагает снять с собственников обязанность платить за установку и поверку счетчиков.
Так, в июне этого года Госдума отклонила в первом чтении два законопроекта, которые предлагали перенести обязанность установки и обслуживания приборов учета на ресурсоснабжающие организации.
Авторы этих документов предлагали возложить на организации, которые снабжают водой, газом, тепло- и электроэнергией, обязанность по установке, замене и эксплуатации приборов учета.
Главной причиной отклонения документа стало то, что в нем не было разъяснения, за чей счет и в каком порядке организации будут устанавливать и обслуживать приборы учета. То есть законопроекты не запрещали поставщикам ресурсов "зашить" лишние траты в тариф.
Еще одной причиной стало отсутствие правовых пояснений: на каком основании имущество ресурсоснабжающих организаций, то есть прибор, установленный за счет такой компании, будет находиться в квартире, принадлежащей собственнику. Новый документ, надо полагать, должен учесть эти замечания.