В Общественной палате РФ обсудили проблемы, сопутствующие установлению и определению нормативов потребления коммунальных ресурсов. В дискуссии участвовали представители от органов государственной власти, общественных организаций, научного и экспертного сообществ.
С 1 января 2017 г. применяется новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ). Согласно документу в плату за содержание жилого помещения вносят расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем потребления ОДН (общедомовые нужды) определяется по нормативам потребления соответствующих коммунальных ресурсов, утверждаемых региональными органами государственной власти. Необходимая документация будет готова не позднее 1 июня текущего года. В переходный период применяют нормы, действующие на 1 ноября 2016 г.
Ранее затраты ОДН – например, по затратам электроэнергии на работу лифтов, домофонов, освещения внутри подъездов - определялись согласно данным общедомовых счетчиков. Итоговую величину, что показывали общедомовые приборы, просто уменьшали на сумму показаний соответствующих индивидуальных счетчиков жильцов. Разницу признавали расходами коммунальных ресурсов, потраченными на общедомовые нужды. Затраты делили пропорционально площади жилья.
С 1 января 2017 г. расходы ОДН определяются на основе нормативов, установленных региональными властями. Уже выявлены случаи, когда регионы при разработке соответствующей документации не соблюдали «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Например, при установлении норматива потребления для каждого вида коммунальной услуги следует учитывать индивидуальные конструктивные и технические параметры многоквартирного дома. Но в некоторых регионах в пределах одного муниципального образования устанавливался единый для всех типов строений норматив потребления. В итоге при определении сумм платежей за реально полученные коммунальные услуги энергопотери и энергосбережения дома не учитывались.
Удивляет и разброс нормативов потребления. Например, норматив потребления электроэнергии в Воронеже составляет 0,51 кВт на кв. м, в Республике Башкортостан – 0,7-0,122 кВт, в Ульяновской области – 4 кВт, а в Омской области уже 6,85 кВт. Итого, в Омске собственник двухкомнатной квартиры площадью 50 кв.м за освещение заплатит более чем за 300 кВт при действующем нормативе потребления в 50-100 кВт.
Аналогичные ситуации наблюдаются и в соседних регионах с похожими природно-климатическими и социально-экономическими условиями. Так в Свердловской области установлены нормативы потребления холодной и горячей воды в 4,26 куб. м и 3,82 куб. м на человека соответственно. А в Тюменской области аналогичные нормативы установлены на уровне 2,81 куб. м и 3,52 куб. м на человека.
Очевидно, что практика, применяемая ранее, когда расход по ОДН определялся как разница между общим потреблением дома и суммой индивидуальных показателей, была более справедлива, а получаемые при расчетах значения ниже, чем устанавливают региональные власти. Однако порядок расчета расхода по ОДН с учетом показателей приборов учета сейчас применять нельзя.
В то же время Госдума должна рассмотреть проект закона, наделяющий общее собрание собственников правом определять объем потребленных ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета, а не по нормативам, установленным региональными властями.