Публичное управление теплоснабжающих организаций и водоканалов могут ввести в чрезвычайных ситуациях (ЧС) или при неудовлетворительном финансовом состоянии. В таком случае они могут временно лишиться своего руководства.
Позволит это сделать разработанный Минстроем специальный законопроект. Эксперты признают, что проблема назрела уже давно из-за недоверия региональных властей частными операторами ресурсоснабжающих организаций. Специалисты отмечают, что предложенное решение может оказаться инструментом для изъятия частной собственности.
Как сообщил журналистам заместитель главы ведомства Андрей Чибис, разработанный Минстроем законопроект о введении механизма публичного управления организациями теплоснабжения и водоснабжения документ уже прошел экспертные обсуждения и согласован с госорганами.
Основание для введения публичного управления — чрезвычайная ситуация, из-за которой прекратилось тепло- или водоснабжение одного или нескольких потребителей — или введение режима ЧС как раз из-за прекращения снабжения. Такую меру предлагается применять и при неудовлетворительном финансовом состоянии коммунального предприятия — но только по решению арбитражного суда после обращения региональных властей.
Управляющим может быть назначена единая теплоснабжающая организация или гарантирующая организация водоснабжения (например, МОЭК и Мосводоканал). Он получит полный контроль над проблемным активом (вплоть до увольнения его руководителя) и право распоряжаться его средствами и имуществом.
Таким образом временный руководитель должен разработать план устранения проблем. По достижении этой цели режим публичного управления отменяется (по проекту он длится не более месяца, но суд может продлить его).
Сегодня в Минстрое видят в своем законопроекте способ успокоить региональные власти, де-факто препятствующие приходу инвесторов в ЖКХ. Как поясняет Андрей Чибис, это вызвано недоверием региональных и муниципальных властей частным операторам из опасений, что в случае ЧС они поведут себя недобросовестно, а риски и затраты на устранение последствий в итоге лягут на местные бюджеты.
Эксперты считают, что проблема «подхвата» теплоснабжающих организаций и водоканалов актуальна, а идея обсуждается уже более десяти лет. Так, например, котельную надо подготовить к зиме, но у собственника нет денег на закупку топлива и сам он исчез из страны. А у власти сейчас нет легальных возможностей вмешаться: предприятие – это частная собственность.
Главные опасения бизнеса связаны с возможностью вводить публичное управление при финансовых проблемах, часто вызванных некачественным тарифным регулированием. Предприниматели беспокоятся, что закон «будет использован для рейдерства и изъятия собственности у неудобных бизнесменов».
К тому же, может так получиться, что сначала госорганы не учли расходы организации при установлении тарифов, а затем изъяли имущество в публичное управление»,— предупреждает Алексей Макрушин, подчеркивая: многие организации испытывают финансовые трудности из-за неплатежей бюджетного сектора.
В то же время законопроект продолжает тренд на ограничение работы ГУПов и МУПов в ЖКХ. Минстрой ранее заявлял о намерении передать 80 процентов предприятий в концессию к 2020 году – но не исключал и запрета их деятельности.
Теперь ведомство предлагает запретить работу в отрасли унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Как отмечает Андрей Чибис, «они должны будут быть трансформированы в казенные предприятия с субсидиарной ответственностью собственника по их долгам».