С 2019 года все виды соцпомощи можно будет оформлять и получать в «одном окне»

1741
4 минуты
С 2019 года все виды соцпомощи можно будет оформлять и получать в «одном окне»

С нового года Минтруд планирует подключить все внебюджетные фонды и МФЦ к единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Это позволит российским гражданам беспрепятственно и своевременно узнавать о положенных им мерах соцподдержки и, соответственно, облегчит процесс их получения. Достижению заявленной цели сегодня мешают нестыковки федеральных и региональных законов, которые министерство намерено устранить до конца 2019 года. В Совете Федерации взяли ситуацию под контроль и настояли на ускорении процесса.

Все соцуслуги  в «одном окне»

Напомним, что госинформсистема ЕГИССО заработала в России с января текущего года, однако до сих пор не выполняет свои основные функции по облегчению доступа граждан к мерам соцподдержки. Так, 95 процентов её пользователей составляют организации — поставщики информации, а большинство из россиян вообще не подозревают о стараниях государства облегчить им жизнь в этой довольно востребованной сфере социального обеспечения.

Так что пока говорить об эффективности системы не приходится. А ведь в её создание вложены деньги, и немалые.

На совещании Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности сенаторы попытались понять, что мешает системе заработать в полную силу. Из объяснений представителей Пенсионного фонда (ПФР) и Минтруда выяснилось, что главная причина невыполнения поставленных целей заключается в разобщённости федеральных и региональных нормативных актов.

Скажем, для того чтобы стать частью ЕГИССО и получить доступ к услугам, гражданину сегодня необходимо ввести данные СНИЛС. Региональные же законы при определении мер и величины соцподдержки такую норму не предусматривают, что, соответственно, не позволяет системе персонифицировать гражданина.

То есть идея, которая закладывалась при создании системы — обеспечить быстрый доступ к информации из ПФР, ФОМС и ФСС о всех причитающихся конкретному человеку мерах соцподдержки, — пока не работает.

Как пояснила руководитель департамента ПФР Елена Петина, несмотря на то, что ЕГИССО успешно прошла в 2017 году пилотную апробацию в трёх регионах, в текущем году, когда к ней подключили все оставшиеся субъекты, кураторы проекта столкнулись с серьёзными препятствиями.

«Мы думали, что будем иметь дело с 85 регионами, но в процессе выяснилось, что все субъекты назначают меры соцподдержки на основе своих законов. Из-за этого количество поставщиков информации расширилось за счёт муниципалитетов и выросло до 25 тысяч. Сейчас они действуют несогласованно, из-за чего информация обновляется нерегулярно», — сказала Елена Петина.

Проблема решится скоро


Выход на заявленные мощности, по словам замминистра труда и соцразвития Алексея Скляра, ожидается в 2020 году. К этому же сроку предполагается расширить перечень мест, где граждане смогли бы получить нужную информацию: помимо глобального контакт-центра, в каждом из внебюджетных фондов будут созданы технологические места.

В эти места потенциальные льготники, если нет доступа к личному кабинету в системе через Интернет, смогут обратиться по телефону. Здесь им должны предоставить полную информацию вне зависимости от того, бюджет какого соцфонда отвечает за конкретные выплаты

Председатель комитета Совета Федерации Андрей Кутепов предложил не ограничиваться только фондами, а завести систему и в МФЦ, где граждане уже привыкли получать консультации. По его словам, это избавило бы всех от лишних хлопот «заново изобретать велосипед». Сенатор напомнил, что сегодня, чтобы оформить соцпомощь, граждане по-прежнему должны обивать пороги в разных ведомствах, «стирая коленки».

По мнению Андрея Кутепова, человек должен получить всю информацию в одном месте — в МФЦ. Зачем создавать что-то дополнительно? Когда люди сталкиваются с такой бюрократией, это формирует негативное отношение к государственной власти.

С позицией парламентария согласился замминистра, пообещав урегулировать все проблемы до 2020 года, создав систему единого окна. Пока же получить услугу в МФЦ не получится, так как здесь нет доступа к персонифицированным данным потенциальных или существующих льготников.

Дальнейшим совершенствование ЕГИССО при этом продолжается. По словам Елены Петиной, в настоящее время идёт работа над тем, чтобы сделать систему соцподдержки более адресной. Для этого в регионах будет сформирован реестр семей с низкими доходами.

В то же время Андрей Кутепов напомнил, что при этом следует учесть, что увязывать многодетных с малообеспеченными гражданами некорректно. Если есть документы о рождении детей, к чему доказывать ещё и малообеспеченность? Это две разные вещи.

Для чего нужно ЕГИССО

Напомним, что Федеральный закон о создании такой системы вступил в силу 1 января 2018 года. Норма предполагает загрузку в ЕГИССО сведений обо всех гражданах, которые нуждаются в социальной поддержке, что позволит им оперативно получать данные обо всех гарантиях, выплатах или компенсациях, положенных им по закону вне зависимости от того, из какого бюджета они предоставляются.


В дальнейшем россияне смогут узнавать об уже предоставленных и предоставляемых мерах поддержки в личном кабинете на портале госуслуг, откуда можно направить системе соответствующий запрос. При этом вся электронная переписка в рамках системы будет храниться в течение года.

Разработчики этой системы считают, что она должна повысить уровень информированности граждан о правах на соцобеспечение и снизить их физические и временные затраты при получении тех или иных мер господдержки.

Добавим в заключение, что ведение ЕГИССО возложено на ПФР, а ответственным за функционирование информационной системы назначена Минкомцифра.

Материалы по теме "Социальная политика"


Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...