Как научить первоклассника выполнять домашнее задание самостоятельно

1355
10 минут
Как научить первоклассника выполнять домашнее задание самостоятельно

Накануне нового учебного года в помощь родителям вышла книга "Караул, домашняя работа!". Автор этого пособия, методист Ольга Узорова делится мыслями о том, что общего между модным тайм-менеджментом и унылой домашней работой, как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Почему сегодня младшим школьникам требуется репетитор

Дело в том, что в советское время была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам.

Как считает Ольга Уварова, программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной.


Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала.

Сегодня компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в "два прихлопа три притопа", а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни.

Дело в том, что учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема.

Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками.

А в итоге родители жалуются на то, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.

Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?

Ольга Узорова считает, что готовить ребенка к школе надо заранее.  Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное "надо". Не просто одноразовое "ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол". Занятие должно быть системным.

С трех лет, по мнению методиста, надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день.


После таких занятий домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.

Когда воспитание системного "надо" было упущено, то придется, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: "Ну, ты уже большой, давай сам".

Ольга Узорова считает, что нельзя сказать ребенку "ты уже взрослый садись и делай". Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь - зона ответственности взрослых.

Если учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, то вы дома должны контролировать этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: "Все, ты теперь школьник, ты взрослый - домашнее задание на твоей совести", чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Речь идет, разумеется, о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным.

Родители должны смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана "курица лапой".

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

По рекомендациям опытных учителей-практиков в начальной школе время выполнения домашней работы не должно превышать 1-2 часа, в 5-6 классах - 2,5 часа.

Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.

Ольга Узорова предупреждает, что, к сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Что касается  всевозможных проектов, то у экспертов к ним неоднозначное отношение, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.

Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.

Как обстоят дела с домашними заданиями в других странах? В США, например, школьниками предпочитают нанимать репетитора.

Этот путь очень опасный. Ребенок должен научиться делать домашнюю работу сам. Взрослые должны не делать за него, а научить справляться с этой работой.

Домашняя работа - это фундамент тайм-менеджмента

Родители должны четко себе представлять, что домашняя работа учит ребенка планировать свои действия. Но, прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.

Что делать, если с учителем не повезло

Конечно, любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но с учителем не всегда везет.

В таком случае маме придется сначала делать домашнюю работу, а потом закрепить пройденное упражнениями, которые дадут необходимую базу. А бедный ребенок в этом случае будет учиться в три смены - школа, домашняя работа и отработка материала дома.

Что бы этого не произошло, надо искать учителя начальной школы заранее, когда ребенок еще ходит в детский сад.

Как научить ребенка выполнять домашнюю работу охотно и быстро

Чтобы научить ребенка выполнить домашнюю работу быстро, нужно составить план, то есть распланировать, сколько времени потребуется на каждый этап работы.

Нужно научить ребенка говорить: 2 задачи решу минут за 10, на 20 примеров уйдет 5-6 минут, 2 уравнения - да это минут на 5! Отмечаете карандашом время на полях. Включаете таймер для самопроверки (или ставьте песочные часы). Ребенок будет воспринимать это как игру. И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слез всего минут за 20.

Существуют разные виды памяти, и у людей, как правило, лучше развит какой‑то один из них. ...Поэтому и запоминать всем нужно по-разному.

Итак, те, кто обладает хорошей зрительной памятью, все записывайте и иллюстрируйте. У кого развита слуховая память, читайте (например, басню, стихотворение, правило) вслух или пропевайте на любой подходящий мотив.

А вот те, у кого преобладает моторная память - рисуйте схемы; переписывайте правила, делайте наглядные пособия; басню или стихотворение не только спойте, но и спляшите.

В то время, когда вы делаете домашнюю работу с ребенком, не стоит учить похожие предметы подряд. Например, после того как выполнили задание по литературному чтению, не беритесь сразу за параграф из окружающего мира - вам будет трудно его запомнить. Так уж устроена наша память.

Почему в тетради ученика много помарок? Как строить работу над ошибками

Самое главное – научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребенка. Помарки уйдут со временем, если их истоки - не пробелы в знаниях. (Если пробелы есть, они обязательно обнаружатся, вот тогда и начинайте с ними бороться).

В том случае, когда помарки появляются из-за пропуска или замены букв, не стоит из-за этого перечеркивать весь труд ребенка. (Однако если помарок больше 20 на работу, то это сигнал, что надо обратиться к логопеду или дефектологу).

Чаще всего возможные причины этой проблемы - лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим. Старайтесь приучать ребенка к режиму дня.

Помните: за уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жестко пресечь все детские "хочу" - "хочу пить" (в десятый раз!)... Вам нужно отвечать примерно так: "Доделаешь - будет и яблоко, и питье"...

Может случиться так, что ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?

Так что срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку ребенка. После 6 часов вечера ученик и домашнее задание - явления почти не совместимые

Как помочь ребенку быстрее выучить новый материал

Сначала надо самим понять материал, а затем его запомнить. Прежде чем выполнять письменное задание, пойми и выучи правило, на которые оно направлено. Ежедневно повторяй по 2-3 пройденных правила.

При этом всю теорию надо знать всегда. Выполняй упражнения, применяя те правила, алгоритмы, которые ты выучил. Ни одно правило, ни один алгоритм не написан в учебнике просто так - потому что место осталось. Каждое правило - фундамент практического применения.

Как выполнять с ребенком письменные задания

Говорите сыну или дочери, что нужно для этого делать.

1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы.

2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками.

3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания.

4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори.

5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них.

6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь.

7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.

Как выполнять с ребенком  домашнее задание по русскому языку

В начале пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. Затем  повтори основные правила. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине "Домашняя работа". Напиши "Работа над ошибками" и сделай ее.

Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Только после этого приступай к заданию. Запиши: "Упражнение … (номер)".

Теперь прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения.  Сначала выполни задания к упражнению устно.  Потом выполни упражнение письменно.

Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом.

После этого выполни все письменные задания к упражнению. И в заключение проверь работу.

Как научить ребенка проверять орфограмму

Для того, чтобы научить ребенка проверить орфограмму, нужно задать пять действий.

1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол...).

2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание).

3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям).

4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод.

5. Напиши слово правильно.

6. Проверь себя.

Как решать с ребенком задачи по математике

При решении задач по математике необходимо придерживаться девяти известных правил.   

1. Прочитай условие задачи два или три раза. Представь, о чем говорится в задаче.

2. Перескажи задачу своими словами без цифр (как ты понял сюжет задачи?).

3. Поясни, что показывает каждое число задачи. Повтори вопрос задачи.

4. Составь краткую запись условия или выполни чертеж (схему).

5. Рассуждай, думай: можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, а что потом?

6. Запиши план - цепочку решения задачи и решение по действиям (с пояснением после каждого действия или с вопросами).

7. Проверь решение. Обрати внимание на написание наименований в скобках после каждого действия.

8. Если уже умеешь, напиши решение выражением (одной строчкой, не по действиям).

9. Запиши ответ задачи.

Материалы по теме "Алименты. Дети"


Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...