В антитабачной концепции появится запрет на поддержку из бюджета фильмов, в которых герои курят либо демонстрируются табачные изделия. Предполагается также ограничивать в аудиовизуальных произведениях показ брендов сигарет.
Доработанную версии антитабачной концепции Минздрав разослал в федеральные органы исполнительной власти. В новой версии документа ведомство также отказалось от увеличения рабочего дня для курильщиков и ужесточило требования к стандартизированным пачкам сигарет.
Перед этим Минздрав доработал и предоставил федеральным органам исполнительной власти «Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу».
Новая версия составлена с учетом замечаний со стороны других ведомств. В ней Минздрав выдвигает новые предложения. В их числе введение ограничения на показ товарных знаков, служащих для индивидуализации табачных изделий, то есть продакт-плейсмента сигарет.
Также Минздрав предложил запретить господдержку художественных фильмов, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс потребления табака.
С 2013 года реклама табачных изделий в России уже запрещена законом «О рекламе», но не запрещено продвижение сигарет в фильмах.
Член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве Алексей Шабашов уверен, что нейтрализовать демонстрацию курения, сами сигареты в фильмах вполне реально, ничего страшного не произойдет.
Сигареты, по мнению Шабашова, – это наркотик, а государство должно быть последовательным и не поддерживать фильмы с продвижением табачных изделий. Если положительный герой на экране курит, то зрители, особенно дети и подростки, копируют его.
Плюс к этому Минздрав в новой версии концепции указал, что для стандартизированных пачек сигарет должны быть установлены требования к длине, высоте, ширине и цвету потребительской упаковки табачных изделий, а также к информации, размещаемой на упаковке. Ранее ведомство настаивало лишь на стандартизированной пачке без товарного знака.
Как отмечают эксперты, унифицированная пачка – одна из ключевых норм первой версии концепции, которая сохранилась во второй редакции. Экспертами она была признана необходимой и успешно практикуемой другими странами. Хотя табачные компании так не считали.
Товарные знаки на упаковке – один из отличительных признаков для потребителя, который также является способом конкурировать.
Также в новой редакции концепции Минздрав отказался от предложения увеличить рабочий день для курильщиков. Ранее эту идею раскритиковал глава Минтруда Максим Топилин.
Из новой версии концепции исключено предложение запрета на продажу сигарет родившимся после 2015 года. Также в документе больше нет конкретных ставок акциза в ближайшие годы и размера налога на розничную торговлю обычными и электронными сигаретами.