Инвалидов и стариков защитят от хамства: штрафы и наказания для нарушителей прав

4002
9 минут
Инвалидов и стариков защитят от хамства: штрафы и наказания для нарушителей прав

В два раза увеличатся штрафы для тех, кто не пустит инвалида в кафе, кинотеатр, не поможет ему или пожилому покупателю выбрать товар в магазине.

Минтруд разработал законопроект, который защищает стариков и инвалидов от хамства и равнодушия. В два раза увеличатся штрафы для тех, кто не пустит инвалида в кафе, кинотеатр, не поможет ему или пожилому покупателю выбрать товар в магазине.

Минтруд России разработал законопроект о защите прав потребителей социально уязвимых россиян. Об этом в «Российской газете» рассказал заместитель министра труда и соцзащиты РФ Алексей Черкасов.

Наказания для нарушителей прав самых незащищенных потребителей

Как разъяснил Алексей Черкасов, в первую очередь усиливаются меры ответственности по уже предусмотренным законом правонарушениям для тех, кто нарушил права самых незащищенных потребителей.

Так, например, по действующему закону, за введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара предусмотрен штраф для физлиц от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 12 до 20 тысяч, для юрлиц – от 100 до 500 тысяч.

А по законопроекту, если такие действия будут совершены по отношению к лицам пожилого возраста или инвалидам, то физлицам придется заплатить штраф в размере уже 5–10 тысяч рублей, должностным лицам – от 20 до 40 тысяч, юрлицам – от 150 до 600 тысяч.

Кроме того, вводится также новый состав административного правонарушения – отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам, услугам в связи с его состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом.

Конечно, исключением служат ситуации, когда отказ или воспрепятствование связано с обеспечением безопасности потребителя, сохранностью его имущества и другими установленными законом ограничениями. За такое правонарушение в законопроекте установлен штраф для должностных лиц – от 15 до 30 тысяч рублей, на юрлиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Алексей Черкасов пояснил, зачем понадобилось принимать новый закон о защите потребителей в дополнение к законодательству о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей, по его словам, действительно, распространяется одинаково на всех жителей страны. И обмануть могут как человека здорового, трудоспособного возраста, так и пожилого. Но люди с ограниченными возможностями, дети, лица пожилого возраста нуждаются в повышенной защите. А закон пока им ее не гарантирует.

Инвалида проинформируют о пригодности товара конкретно для него.

Весной президент дал поручение создать концепцию защиты прав потребителей, установив дополнительные меры защиты для социально уязвимых россиян – пожилых людей, детей, людей с ограниченными возможностями здоровья. Концепция была разработана Роспотребнадзором. А Минтруд России в ее исполнение подготовил поправки в законы о защите прав потребителей, о туристической деятельности и в КоАП.

Один из пунктов, который добавляется в закон о защите прав потребителей, это обязанность продавца информировать потребителя, пожилого человека или инвалида, о пригодности товара конкретно для него.

В данном случае речь о том, чтобы людям с ограниченными возможностями по здоровью могли доступно объяснить, в чем особенность того или иного товара и насколько подходит он для потребителя инвалида или человека пожилого возраста.

По новому закону, например, если в магазин приходит пожилой человек или человек с ослабленным зрением в магазин бытовой техники и выбирает стиральную машину, то  продавец не может о нег отмахнуться. Узнав о его особенностях здоровья, он должен будет рассказать, какая машина ему подходит в большей степени, скажем, потому что она оснащена громкими звуковыми сигналами, а какая в меньшей.

Или другой пример. Допустим, приходит инвалид по зрению с диабетом в продуктовый магазин и хочет купить, скажем, йогурт без сахара. Если он просит продавца о помощи в деле выбора, тот не должен будет ему отказать. Ответ «мне некогда» станет, по сути, противозаконным. И если права потребителя будут нарушены, он сможет обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

В действующем законе о защите прав потребителя есть пункт, который гласит, что если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В законопроекте этот раздел дополнен, сделан акцент на том, что есть несколько категорий людей, которые нуждаются в особом внимании и помощи.

Обычный взрослый человек более компетентен, ему проще найти ответы на многие вопросы, чем пожилому или инвалиду. Доказательством этого является тот факт, что именно лица пожилого возраста и инвалиды чаще всего оказываются обманутыми при покупке товаров и получении услуг.

В лучшем случае до них не доводят исчерпывающую информацию о товаре, и люди просто выкидывают деньги на ветер. В худшем – их намеренно вводят в заблуждение. Наш законопроект призван возместить правовой пробел в законодательстве, чтобы самые незащищенные люди не становились жертвами преступлений.

Как будут доносить информацию о товаре до инвалидов

Возникает закономерный вопрос: как быть, если продавец не знал об особенностях здоровья покупателя? Или понял, что к нему подошел человек с ослабленным слухом, но не смог донести нужную информацию из-за «языкового барьера»?

В законопроекте заложена норма, что информация о товарах и услугах должна доводиться до потребителей в доступных им формах и форматах, с учетом потребностей и возможностей конкретного человека.

Это не значит, что теперь все продавцы должны учить азбуку Брайля или жестовый язык. Но в магазинах, организациях, оказывающих услуги населению, должны предполагать, что их клиентами, покупателями могут стать пожилые люди или инвалиды, и в них должны быть, например, специальные стенды или альбомы с информацией, набранной крупным шрифтом, девайсы, позволяющие общаться с людьми с разными особенностями.

В конце концов, для глухого человека можно написать информацию на листке бумаги и дать прочитать, а слепому – все внятно разъяснить на слух. Словом, авторы законопроекта не навязывают какие-то конкретные формы.

Организация сама должна решить, как она будет доносить нужную информацию до покупателей абсолютно всех категорий. Самое главное, чтобы персонал был чутким по отношению к таким клиентам. Что касается того, знал ли продавец об особенностях человека, можно отметить, что сейчас люди стараются лишний раз не рассказывать окружающим о своих недугах.

Закон учит говорить об этом смелее при реализации своих прав как потребителей, чтобы продавец имел возможность подобрать такому человеку действительно нужную и полезную вещь.

Теперь продавец обязан будет сообщить инвалиду, какие товары подходят именно ему. Ответ «мне некогда» будет рассматриваться, как нарушение закона.

Дискриминация по признаку инвалидности исключается

В законопроекте говорится также о недопустимости «совершения недобросовестных дискриминационных и ущемляющих права потребителя действий». Такое положение связано с тем, что Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В ней есть определение, что такое дискриминация по признаку инвалидности. Раз этот принцип закреплен, значит, дискриминация недопустима.

В законопроекте речь идет о том, что человека с ограниченными возможностями или пожилого нельзя не допускать до каких-то товаров и услуг. Чтобы не было ситуаций, когда человек с ограниченными возможностями здоровья пришел в хороший магазин или ресторан, а его оттуда «выставили», потому что он «портит имидж заведения» или «смущает других клиентов».

А если человек с ментальными нарушениями пришел в театр или кино, и посередине фильма или спектакля начал себя неадекватно вести – громко смеяться или плакать невпопад, мешая окружающим, то в данном случае к нему могут применяться мери дисциплинарного воздействия.

В законопроекте написано, что запрещается препятствовать потребителю приобретать товары или получать услуги по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом, если только указанные действия не обусловлены причинами, связанными с обеспечением безопасности потребителя и сохранностью имущества.

Это значит, что нельзя не пустить человека в театр или кино просто потому, что у него синдром Дауна, к примеру. И нельзя будет не пустить такого человека в кафе или ресторан. Недопустимо искусственно создавать ментальные, маркетинговые, имиджевые или иные препятствия по доступу к товарам и услугам социально незащищенных граждан только по внешним, не всегда выгодным, например, для владельца кафе, проявлениям.

В то же время, понятно, что существуют общие для всех правила поведения в общественных местах, культурных, досуговых заведениях. Эти требования распространяются на каждого – не кричать во время театрального выступления, выключать мобильные телефоны, соблюдать тишину и другие.

Но в данном случае речь идет о безопасности, прежде всего, безопасности самого человека, да и безопасности окружающих тоже. Существуют объекты или услуги, которые по своему использованию, предоставлению могут быть несовместимы с имеющимися ограничениями и нарушениями здоровья человека.

Так, например, ребенка до достижения им определенного возраста нельзя допускать на некоторые аттракционы без сопровождения взрослых. Что будет, если он расстегнет ремень безопасности на американских горках? То же самое и с людьми, имеющими, например, ограничения опорно-двигательного аппарата, передвигающимися на креслах-колясках без сопровождения.

Для этого и существуют правила и требования безопасности, которые устанавливаются техническими документами, руководствами по эксплуатации, инструкциями об использовании объекта, услуги и т.д.

Нужно понимать, как подчеркнул Черкасов, что несоблюдение этих правил неразрывно связано с наступлением последствий и ответственности, вплоть до уголовной. При этом в документе говорится, что условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья нужно продолжать создавать, обеспечивать их сопровождение.

Сейчас мы уже спокойно реагируем, когда приходят в ресторан с колясками, семьи с маленькими детьми, и для них специально к столу подставляют детские стулья. Также должен вызывать понимание и желание помочь человек, поведение которого может отличаться от вашего из-за особенностей его здоровья.

В законопроекте есть отдельный блок – про туризм. Поправки касаются закона о турдеятельности в части содействия инвалидам в поиске подходящего турмаршрута и гостиницы.

В чем это будет выражаться? В законопроекте предлагается установить, что при обращении инвалида по его просьбе туроператор, турагент или организатор экскурсий вправе подыскать и предложить инвалиду тур, гостиницу или туристский маршрут, отвечающие его требованиям и учитывающие особенности и ограничения его здоровья.

Инвалиду или человеку пожилого возраста обязаны также разъяснить, как добраться до места отдыха с учетом ограничений человека, есть ли в выбранной гостинице подходящие для него номера, широкие лифты и прогулочные дорожки, чтобы могли перемещаться люди, скажем, на инвалидных колясках.

Авторы законопроекта хотят, чтобы в туриндустрии тоже было понимание, что потребителями туристских продуктов являются и инвалиды и им необходимо максимально помогать.

В настоящее время законопроект внесен в правительство. И как предполагается, он будет принят Госдумой в весеннюю сессию и уже к концу следующего года вступит в силу.

Наша справка

Всего в России проживает более 12 миллионов инвалидов. В том числе, по экспертным оценкам, 190 тысяч инвалидов по слуху, примерно 320 тысяч колясочников, около 240 тысяч людей с нарушениями зрения.

Людей старше 70 лет – 13,2 млн человек.

Материалы по теме "Социальная политика"

Рекомендуем

Загрузка...