Маркировка товара обусловлена тем, что как минимум 30 процентов российского рынка одежды и обуви составляет нелегальная продукция
О планах расширить практику применения чипов на различные сегменты товаров сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. Однако эксперты советуют не торопиться с обувью, опасаясь роста цен.
Маркировка товара обусловлена тем, что как минимум 30 процентов российского рынка одежды и обуви составляет нелегальная продукция: либо ввезенная без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, либо произведенная без уплаты соответствующих налоговых платежей. Об этом заявил директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка минпромторга Денис Пак.
Для чего нужна маркировка изделий?
Понятно, что легально работающим производителям конкурировать с такой продукцией практически невозможно. Для борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции в России и других странах Евразийского экономического союза вводится маркировка товаров специальными электронными метками.
И только введение обязательной маркировки, как полагают эксперты, уже привело к тому, что большое количество компаний выразило желание легализовать свою продукцию, платить соответствующие таможенные и налоговые платежи, а у добросовестных производителей серьезно выросли заказы.
Обязательная маркировка меховых изделий проводится как пилотный проект, по итогам которого этот механизм будет распространен на другие наиболее проблемные сегменты потребительского рынка. Для этого необходимо не только решение правительства, но и согласие партнеров России по ЕАЭС.
Эксперимент будет продолжен
Напомним, с 1 июня в качестве эксперимента 13 крупнейших производителей и торговых предприятий фармацевтической промышленности стали маркировать спецзнаками лекарства, а с середины прошлого года – шубы. Прорабатывается вопрос маркировки деталей для автомобилей.
Как сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, на очереди внедрение аналогичного механизма еще по девяти товарным группам. С представителями обувной отрасли уже начата проработка аспектов применения маркировки.
Как рассказали журналистам в Минпромторге, речь идет о добровольном участии предприятий и импортеров обуви в эксперименте по маркировке. Даты его проведения в ведомстве пока не называют.
Ситуация в отношении кожаной обуви оценивается экспертами весьма критично: доля ее незаконного оборота в последние три года составляет порядка 65 процентов.
Заметим, что в этот объем входят товары, с которых не уплачиваются обязательные платежи. Как правило, эти нарушения взаимосвязаны с нарушением законодательства о безопасности товаров.
Таким образом, маркировка дает возможность оградить рынок от нелегальной продукции, уверены в Минпромторге, поддержать отечественных производителей и законопослушных участников, которые будут защищены от незаконной конкуренции.
Чего опасаются эксперты?
Поскольку в системе маркировки будет фиксироваться каждый этап жизненного цикла товара - от момента его ввоза или производства до реализации конечному покупателю, то создаются условия прозрачных взаимоотношений с контрагентами.
Как подчеркивают в Минпромторге, такая прослеживаемость позволит и покупателю быть уверенным в том, что он приобретает легальный товар. Ведь доля незаконного оборота кожаной обуви в России – 65 процентов.
Впрочем, на качество нашей обуви большое негативное влияние оказывает агрессивная среда – реагенты, против которых не может устоять самая дорогая и фирменная обувь. И здесь чипы не помогут.
Эксперты опасаются, что обувь относится к товарам первоочередных потребностей, и любое техническое нововведение приведет к ее удорожанию. Ведь она у нас в основном импортная. Своего производства практически нет и перспективы не ясные.
Понятно, что чипы будут выдавать либо на таможне, либо через налоговую. Но это же для импортеров не бесплатная процедура. И свои издержки они будут закладывать в цену товаров.
И тут надо понимать, что одно дело – шуба, которую мы не каждый месяц покупаем, другое – обувь, которая в наших погодных условиях быстро изнашивается. А у детей вообще «летит». И если пара тысяч в цене шубы не ощутима, то в цене такого повседневного товара, как обувь, очень даже.
Однако опасения не всегда оправдывают себя. Так, представители аналогичного эксперимента из фарминдустрии, производители сами заинтересованы в повышении качества и защищенности своей продукции. Ведь это не только отражается на покупательском спросе (люди охотнее купят лекарство с гарантией качества), но и повышает шансы наших фармкомпаний завоевать рынки других стран.
«Подпольные» шубы выходят из тени
Обратимся к накопленному уже опыту. Что дало чипирование меховых и кожаных изделий? Как рассказывал первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, 973 тысячи единиц товара более чем на 55 миллиардов рублей удалось ввести в легальный оборот, таможенные платежи по меховым и кожаным изделиям выросли на 40 процентов.
Теперь в торговле, как отмечают в Роспотребнадзоре, появилось в 150 раз больше качественных шуб.
«Почему у нас столько некачественных китайских шуб продавалось, которые стоят больше 100 тысяч рублей, но рвутся, теряют блеск в первый же год носки? – задается вопросом советник главы Роспотребнадзора Анна Брычева. – Потому что это очень низкокачественная продукция, которую беспошлинно ввозили в нашу страну просто как одежду».
Такой товар производится в основном кустарным способом, к нему нет никаких сопроводительных документов. Сейчас такую продукцию через таможню не пропустят. Импортеры на каждое ввозимое меховое изделие должны получить в налоговой специальный чип. Чип же выдается после предоставления всех необходимых документов на товар.
И еще одна важная мера борьбы с контрафактом: шубы и кожаные изделия, которые в обход пограничного контроля все-таки оказываются на прилавках без чипов, Роспотребнадзор изымает.
Так, по данным ведомства, в 42 регионах выявлено в общей сложности более четырех тысяч единиц немаркированной продукции на сумму 235 миллионов рублей. На все эти шубы и куртки наложен арест.